Дерех Хаим 18. Комментарий Маараля на трактат Авот. 2:1

Маараль из Праги

В современном обществе принято рассуждать об имидже и его формировании. Иудаизм запрещает производить такого рода внешние эффекты и обманывать людей, пытаясь показаться праведником и знатоком Торы.

2:1

Раби говорит: «Каков прямой путь, что изберет себе человек? Тот, который прекрасен для человека, идущего по нему, и (приносит) похвалу ему от людей. И относись так же внимательно к легкой заповеди, как и к трудной, ибо ты не знаешь, какова награда за (исполнение) заповедей. И рассчитывай убыток от исполнения заповеди в сравнении с наградой за нее, а выгоду от преступления — в сравнении с убытком от него. Вглядывайся в три вещи, и никогда не совершишь преступления. Знай, что над тобою: глаз, который видит, и ухо, которое слышит, и все твои деяния записываются в книгу».

משנה א רַבִּי אוֹמֵר: אֵיזוֹהִי דֶרֶךְ יְשָׁרָה שֶׁיָּבוֹר לוֹ הָאָדָם, כֹּל שֶׁהִיא תִפְאֶרֶת לְעוֹשֶׂיהָ וְתִפְאֶרֶת לוֹ מִן הָאָדָם. וֶהֱוֵי זָהִיר בְּמִצְוָה קַלָּה כְּבַחֲמוּרָה, שֶׁאֵין אַתָּה יוֹדֵעַ מַתַּן שְׂכָרָן שֶׁל מִצְוֹת. וֶהֱוֵי מְחַשֵּׁב הֶפְסֵד מִצְוָה כְּנֶגֶד שְׂכָרָהּ, ושְׂכַר עֲבֵרָה כְּנֶגֶד הֶפְסֵדָהּ. וְהִסְתַּכֵּל בִּשְׁלשָׁה דְבָרִים וְאִי אַתָּה בָא לִידֵי עֲבֵרָה - דַּע מַה לְּמַעְלָה מִמְּךָ, עַיִן רוֹאָה וְאֹזֶן שׁוֹמַעַת, וְכָל מַעֲשֶׂיךָ בַּסֵּפֶר נִכְתָּבִין:

Маараль

И вот главное, чему хотел научить нас Раби. (Он предостерегает против такого взгляда): «Если то, что я делаю, на самом деле хорошо и достойно, какое мне дело до мнения остальных?» Это неверно: необходимо, чтобы поступки человека были похвальными и в глазах других. Наши мудрецы много раз отмечают, что поступки, которые могут показаться окружающим неправильными, запрещены. А поступки неправильные на самом деле запрещены тем более!

(Интересно, что мишна) выбрала выражение: приносит похвалу ему от людей, — а не сказала, например, «от всех». Дело в том, что не все могут отличить похвальные поступки от порицаемых. Иногда поступок кажется неразумному человеку хорошим, но на самом деле таким не является. Поэтому мишна говорит о похвале от тех, кто заслуживает наименования «людей», то есть, от способных понять истину, но не от «ослов», лишенных этой способности. Кроме того, не стоит забывать, что человек склонен идеализировать свои поступки. Поэтому, если бы мишна сказала только, что путь человека должен быть прекрасен в его собственных глазах, (в этом не было бы никакого смысла): ведь всякому нравится то, что он делает! Поэтому необходимо, чтобы и другие находили его поступки похвальными.