Дерех Хаим 18. Комментарий Маараля на трактат Авот. 2:1

— Галаха запрещает обманывать других

В современном обществе принято рассуждать об имидже и его формировании. Иудаизм запрещает производить такого рода внешние эффекты и обманывать людей, пытаясь показаться праведником и знатоком Торы.

2:1

Раби говорит: «Каков прямой путь, что изберет себе человек? Тот, который прекрасен для человека, идущего по нему, и (приносит) похвалу ему от людей. И относись так же внимательно к легкой заповеди, как и к трудной, ибо ты не знаешь, какова награда за (исполнение) заповедей. И рассчитывай убыток от исполнения заповеди в сравнении с наградой за нее, а выгоду от преступления — в сравнении с убытком от него. Вглядывайся в три вещи, и никогда не совершишь преступления. Знай, что над тобою: глаз, который видит, и ухо, которое слышит, и все твои деяния записываются в книгу».

משנה א רַבִּי אוֹמֵר: אֵיזוֹהִי דֶרֶךְ יְשָׁרָה שֶׁיָּבוֹר לוֹ הָאָדָם, כֹּל שֶׁהִיא תִפְאֶרֶת לְעוֹשֶׂיהָ וְתִפְאֶרֶת לוֹ מִן הָאָדָם. וֶהֱוֵי זָהִיר בְּמִצְוָה קַלָּה כְּבַחֲמוּרָה, שֶׁאֵין אַתָּה יוֹדֵעַ מַתַּן שְׂכָרָן שֶׁל מִצְוֹת. וֶהֱוֵי מְחַשֵּׁב הֶפְסֵד מִצְוָה כְּנֶגֶד שְׂכָרָהּ, ושְׂכַר עֲבֵרָה כְּנֶגֶד הֶפְסֵדָהּ. וְהִסְתַּכֵּל בִּשְׁלשָׁה דְבָרִים וְאִי אַתָּה בָא לִידֵי עֲבֵרָה - דַּע מַה לְּמַעְלָה מִמְּךָ, עַיִן רוֹאָה וְאֹזֶן שׁוֹמַעַת, וְכָל מַעֲשֶׂיךָ בַּסֵּפֶר נִכְתָּבִין:

Почему же тогда Раби поместил эти два отрывка в одну мишну? Он хотел рассказать о самых общих законах, касающихся как поведения человека вообще, так и исполнения заповедей. И начал он с общего правила поведения, поскольку «правила обычной жизни предшествуют Торе», как мы уже объясняли выше, а затем перешел к общему правилу исполнения заповедей, требующему относиться ко всем заповедям одинаково.

Есть люди, у которых это последнее поучение Раби вызывает вопрос. Как вообще можно сказать, что все заповеди Торы равноценны, если мы видим, что некоторые заповеди Торы отодвигаются, когда входят в противоречие с некоторыми другими? Например, заповедь похорон мертвого, которым некому заняться (мет-мицва), отодвигает (даже) заповеди пасхального жертвоприношения и обрезания. Значит, заповеди никоим образом не равноценны! Такая постановка вопроса, на самом деле, некорректна. Здесь речь идет лишь о награде за заповеди, и вполне может оказаться, что принесший пасхальную жертву или сделавший обрезание получает награду высшую, чем похоронивший мертвого. Тора повелела пренебречь пасхальной жертвой ради похорон мет-мицва вовсе не потому, что награда за эту последнюю заповедь выше: Тора вообще исходит здесь не из награды, а из желания, чтобы каждый мертвый непременно был похоронен. (Если человек, оказавшийся перед подобным выбором, хоронит мертвого, он) исполняет повеление Торы, а если пренебрегает похоронами ради пасхальной жертвы или обрезания, нарушает повеление Торы и теряет (не только награду за похороны, но и) награду за пасхальную жертву или обрезание, так как (поступить вопреки желанию Торы, даже стараясь исполнить заповедь,) — это уже не заповедь, а преступление.