Дерех Хаим 18. Комментарий Маараля на трактат Авот. 2:1— Галаха запрещает обманывать другихВ современном обществе принято рассуждать об имидже и его формировании. Иудаизм запрещает производить такого рода внешние эффекты и обманывать людей, пытаясь показаться праведником и знатоком Торы.2:1Раби говорит: «Каков прямой путь, что изберет себе человек? Тот, который прекрасен для человека, идущего по нему, и (приносит) похвалу ему от людей. И относись так же внимательно к легкой заповеди, как и к трудной, ибо ты не знаешь, какова награда за (исполнение) заповедей. И рассчитывай убыток от исполнения заповеди в сравнении с наградой за нее, а выгоду от преступления — в сравнении с убытком от него. Вглядывайся в три вещи, и никогда не совершишь преступления. Знай, что над тобою: глаз, который видит, и ухо, которое слышит, и все твои деяния записываются в книгу».משנה א רַבִּי אוֹמֵר: אֵיזוֹהִי דֶרֶךְ יְשָׁרָה שֶׁיָּבוֹר לוֹ הָאָדָם, כֹּל שֶׁהִיא תִפְאֶרֶת לְעוֹשֶׂיהָ וְתִפְאֶרֶת לוֹ מִן הָאָדָם. וֶהֱוֵי זָהִיר בְּמִצְוָה קַלָּה כְּבַחֲמוּרָה, שֶׁאֵין אַתָּה יוֹדֵעַ מַתַּן שְׂכָרָן שֶׁל מִצְוֹת. וֶהֱוֵי מְחַשֵּׁב הֶפְסֵד מִצְוָה כְּנֶגֶד שְׂכָרָהּ, ושְׂכַר עֲבֵרָה כְּנֶגֶד הֶפְסֵדָהּ. וְהִסְתַּכֵּל בִּשְׁלשָׁה דְבָרִים וְאִי אַתָּה בָא לִידֵי עֲבֵרָה - דַּע מַה לְּמַעְלָה מִמְּךָ, עַיִן רוֹאָה וְאֹזֶן שׁוֹמַעַת, וְכָל מַעֲשֶׂיךָ בַּסֵּפֶר נִכְתָּבִין:МааральНет никаких сомнений, что иногда одна заповедь отталкивается другой: ведь сама мишна использует выражения легкая и трудная заповедь. Она имеет в виду именно это: когда сталкиваются две заповеди и нет никакой возможности исполнить их обе, одной следует пренебречь ради исполнения другой. Таково желание Торы, никак не связанное с соотношением наград за эти заповеди. Именно в этом состоит возможная ошибка человека: «Зачем я буду стараться и вкладывать силы в исполнение легкой заповеди: наверное, (раз она легкая и отменяется ради других заповедей), и награда за нее не так уж велика… Лучше уж я займусь трудной заповедью!»Раби объясняет, что это неверный взгляд, и награда за легкую заповедь может быть такой же, как и за трудную. И к другим объяснениям этого отрывка не следует прислушиваться, ибо они отходят от слов мудрецов; (сказанное же нами) представляет собой великий принцип.