О семи законх Ноаха


Сегодня термин мицва часто применяют также в том случае, когда имеют в виду просто хорошее дело. Но корень слова мицва — цав, что означает на иврите «приказ».


Существуют несколько подходов к классификации за­поведей. В конце главы приведены классификационные системы, разработанные некоторыми талмудистами. Но сначала рассмотрим наиболее известные способы систе­матизации заповедей.

Законы Ноаха


Тора не только обеспечивает народ Израиля за­конодательством, дающим возможность достичь вы­сокого морального уровня; она устанавливает также воспитательно-правовую систему для нееврейского ми­ра.


Согласно Торе, Адам и Хава были прародителями всего человечества. До строительства Вавилонской башни не существовало деления человечества на народы или на евреев и неевреев. Только после рождения Авра­ама мы встречаем в Торе упоминание об иврим (евреях), от которых затем произошел народ Израиля.

Взгляд Торы на мир всеобъемлющ. Она содержит са­мую общую информацию, в том числе и общее для всего человечества законодательство. Эти законы называются семью законами сыновей Ноаха (шева мицвот бней Ноах), или законами Ноаха, хотя фактически они были даны Адаму, первому человеку. Выражение «сыновья Ноаха» прежде относилось ко всем людям, а впослед­ствии — ко всем неевреям, ибо все народы мира проис­ходят от трех сыновей Ноаха, которые вместе с отцом пережили потоп. Заповеди Ноаха представляют собой обязательный минимум моральных требований, испол­нение которых Тора предписывает всему человечеству, В Талмуде они перечислены в таком порядке:


1. учредить судебно-правовую систему, основанную на законах Ноаха;

2. не проклинать Творца;

3. не поклоняться идолам (запрет распространяется только на создание идолов, но не на их изучение. Христианство не признано монотеистической рели­гией);

4. не убивать;

5. не красть (под кражей понимаются также обман в

бизнесе и военная аннексия территорий);

6. не прелюбодействовать (имеются ввиду сексуальные отношения с матерью, с женой отца, с замужней женщиной или с единоутробной сестрой. Запрещены также гомосексуализм и скотоложество. См. Санхедрин 55);

7. не есть мясо, отрезанное от живого животного. (Пред­полагается, что этот запрет вошел в силу лишь после потопа, поскольку до потопа всем людям было за­прещено есть мясо (Раши, Берешит 9:3). Вопрос о том, может ли нееврей есть мясо животного, умер­шего своей смертью, до сих пор считается спорным. См. Тора Шлема, Берешит 9:13). Другие законы — например, запреты: на употребление в пищу крови живого животного, кастрацию животных, колдовство, прививку дерева одного вида к другому, а также обязанности: давать милостыню, производить потомство и чтить Тору — классифи­цируются как подпункты этих семи.


Подобным же образом запрещение красть включает в себя запреты на похищение украдкой (Ваикра 19:11) или силой (Ваикра 19:13), беззаконное перемещение межи в поле (Дварим 19:14), обман (Ваикра 19:13), клятвенное отрицание долга (Ваикра 19:11) и посягательство на то, что принадлежит другому (Шмот 20:17; Дварим 5:18).

В общей сложности из всех указанных в Торе заповедей в состав законов Ноаха входят 66: Гражданское право 19 Б-гохульство 8 Идолопоклонство 10 Убийство 1 Кража, грабеж 16 Прелюбодеяние 10 Употребление в пищу мяса, отрезанного от живого животного 2 .

Отсюда совершенно очевидно, что расхожее утверждение, будто евреи обязаны исполнять 613 заповедей, тогда как неевреи — всего семь, мягко говоря, не совсем точно.


Скорее всего, изначальное законодательство Ноаха было исчерпывающим, но многое из него, по-видимому, с течением времени было утеряно. Сефер Ахинух (при­писывается р. Аарону Алеви 13 век, Барселона) полагает, что его можно было бы восстановить, применяя те же принципы толкования, которые использовались в раскрытии Устной Торы.


Раши отмечает, что потомки Ноаха — Шем и Эвер — основали академию, в которой обучали законам Ноаха. Рамбам добавляет, что на Моше была возложена об­язанность учить человечество этим законам. Тем не менее еврейские мудрецы не занимались их расшифров­кой, поскольку нееврейский мир их отверг. Однако мудрецы времен Вавилонского Талмуда отмечали, что их нееврейские соседи, по крайней мере, «не пишут брачного договора для гомосексуалиста, не торгуют на базаре человечиной и проявляют уважение к Торе» (Хулин 926).


В Талмуде преобладает мнение, что только семь запо­ведей (с включением указанных выше 66) обязательны для всего человечества; другие законы, названные в Берешит (например, обрезание г или запрещение упот­реблять в пищу седалищный нерв), относятся только к евреям, несмотря на то, что они были даны до полу­чения Торы. На этом основании установлено следующее правило:

Всякий закон, заповеданный потомкам Ноаха и повторенный на Синае, обязателен для всех — как для евреев, так и для неевреев. Что касается за­конов, сказанных на Синае впервые, то они пред­писаны только евреям, но не сыновьям Ноаха.

(Санхедрин 59а)


Хотя Авраам, Ицхак и Яаков лично получили не­которые заповеди, не обязательные для всего челове­чества, они считаются сыновьями Ноаха, т.е. Тора не была открыта во время их жизни. Рамбам отмечает, что, за исключением со­блюдения Шабата и изучения Торы, неевреи могут добровольно принять на себя исполнение всех законов, содержащихся в Торе. Недаром, как мы уже говорили, Тора была записана на всех семидесяти языках по при­казу свыше.


Законы Ноаха известны от начала Творения, поэтому понятно, что все правовые системы, включая кодекс за­конов Хаммурапи (в опровержение научной гипотезы, будто он предшествовал еврейскому праву), подверга­лись их влиянию. Они легли в основу современного международного и естественного права. Голландский юрист Гуго де Грут (Гроций), основоположник междуна­родного права, часто цитирует эти законы как источник «общего права всех народов».

Джон Селден (1584—1654), английский юрист, основы­вает свою концепцию международного права на еврей­ском законе и законах Ноаха. Его трактат «De jure naturali et gentium juxta disciplinam Ebraeorum» (1640) насыщен примерами применения еврейского закона в жизни народов мира. Селден ссылается на законы Ноаха как на «естественное право». (Отметим при этом мнение Талмуда (Йома 676), что пять из семи законов были бы действительны для людей, т.е. естественны для них, даже если бы Всевышний не открыл их.) Во введении к своему трактату Селден пишет: «Сегодня слово “естественный” в юрисдикции означает то, что — по мнению, верованиям и традиции евреев, а также по мнению ав­торитетных ученых — принято как общее для всех, как мировой закон, как закон для всех стран и времен… с самого Сотворения, как то, что было установлено для всего человечества Творцом всего сущего, одновременно раскрыто им, сообщено и предписано. Это то, что евреи называют “заповеди” или “законы сыновей Ноаха”.


Покойный д-р И. Герцог, главный раввин Израиля, пи­сал: “Чтобы показать, как далеко идет Селден, приведу мнение, высказанное им во вступительных главах, о том, что Пифагор, очень возможно, был знаком с про­рочествами Иехезкеля, из чего логически следует, что греческая юриспруденция многим обязана еврейскому праву” (“Джон Селден и еврейский закон”. Иудаизм: право и этика). Со времен Селдена законы Ноаха стали общим элементом во всех юридических системах.


Законы Ноаха обязательны и для евреев, поскольку “ничто из запрещенного нееврею не разрешено Израилю” (Санхедрин 59а). Однако степень обязательности иногда различна, и грешники-неевреи подчас наказываются бо­лее строго (Санхедрин 576), т.к. им дано меньше запо­ведей.


Поскольку нееврею, соблюдающему законы Ноаха, обеспечено место в будущем мире (Санхедрин 105а), евреи никогда не считали нужным обращать неевреев в свою веру для достижения ими вечной жизни, в отличие от христианства, которое видит в своем пути единствен­ную возможность спасения для человека.


с разрешения издательства Швут Ами


Источник: toldot.ru