Недельная глава «Лех леха» («Иди») Глава начинается с того, что Всевышний приказывает нашему праотцу Аврааму, в те времена — Авраму, вместе с женой (детей у них еще не было) оставить родину и пойти в Кнаан («И сказал Г‑сподь Авраму: иди из земли твоей…»). Б‑г обещает Авраму сделать его родоначальником великого народа. С Аврамом идет его племянник Лот.Спустя какое-то время по приходе Аврама в Кнаан в стране наступает голод, и Аврам с семьей спускается в Египет. Правитель Египта Паро забирает прекрасную Сарай к себе во дворец, за это Б‑г поражает его и всех его домочадцев язвами. Паро возвращает Сарай Авраму, и Аврам возвращается в Кнаан.По возвращении в Кнаан Лот отделяется от Аврама и уходит жить в Сдом. Во время войны между местными и окрестными царями Лот попадает в плен. Аврам нападает на врага и освобождает племянника.Аврам, у которого по-прежнему нет детей от жены Сарай, женится на своей рабыне Агар. У него рождается сын Ишмаэль, будущий родоначальник арабского народа. Всевышний переименовывает Аврама в Авраама, поскольку ему, по обещанию Всевышнего, предстоит стать отцом множества народов ( «Ав» — «отец», «амон» — «множество»). Далее следует еще одно подтверждение Всевышним вечного союза с Авраамом, обещание отдать навеки Кнаан, и требование в знак союза отныне делать обрезание мужчинам-потомкам Авраама на восьмой день от рождения, что будет знаком завета (союза) на теле каждого еврея. Всевышний сообщает, что Сара родит Аврааму сына, что он будет назван Ицхаком и что, говоря о союзе, Он, Всевышний, имеет в виду именно эту ветвь потомства Авраама. Авраам в тот же день делает обрезание себе и всем домочадцам. Аврааму в это время девяносто девять, его сыну Ишмаэлю — тринадцать лет.
"Десять испытаний Авраама"
Раввин Бенцион Зильбер
Всевышний подверг Авраама десяти испытаниям. По поводу того, какие именно события в жизни Авраама относятся к испытаниям, существует несколько мнений. Наиболее известен перечень, который в своих комментариях на мишнайот приводит раби Овадья из Бартануры:1. Испытание огненной печью в Ур-Касдиме.2. Приказ Всевышнего покинуть родину и поселиться в Кнаане.3. Голод в Кнаане.4. История с египетским фараоном, забравшим себе жену Авраама Сару.5. Война за освобождение Лота.6. «Союз между рассеченными частями».7. Обрезание.8. Похищение Сары Авимелехом.9. Изгнание Агар и Ишмаэля.10. Жертвоприношение Ицхака.
Первый из этих эпизодов связан с концом предыдущей главы — «Ноах». Рассказывает о нем не Тора, а мидраш. Авраам родился в поколении строителей Вавилонской башни, когда народом правил идолопоклонник царь Нимрод. Нимрод велел бросить Авраама, пропагандировавшего веру в Единого Б-га, в горящую печь: мол, поглядим, как твой Б-г тебя выручит! И перед лицом смерти Авраам не отказался от своей веры.Всевышний сотворил чудо, и Авраам вышел из печи невредимым. Вторым испытанием — приказом Всевышнего Аврааму (тогда еще — Авраму) оставить родные места, близких и друзей и отправиться в неизвестную страну — начинается наша недельная глава. Следующий эпизод главы — постигший Кнаан голод — это третье испытание Авраама. Авраам уходит из голодного Кнаана в Египет, где его ждет четвертое испытание: Паро отнимает у него жену. На этом пока и остановимся.Смысл первого и второго испытаний достаточно понятен. В первом случае Авраам проявил готовность отдать жизнь за веру, во втором случае — без возражений покинул все, что составляло его жизнь, и отправился в неизвестность, подчиняясь велению Творца.Смысл третьего испытания не так очевиден. Аврам находит весьма разумный и благополучный выход из положения: уходит из того места, где пищи нет, в такое место, где еда есть, поскольку Б-г не приказывал ему не покидать Эрец-Исраэль. Всевышний велел Авраму пойти туда, но не обязал его непрерывно там находиться. Проблема решилась, как кажется, довольно просто. В чем же тут состоит испытание?Раши объясняет: Авраам не задавался вопросом, почему Всевышний, потребовав, чтобы он поселился в Кнаане, устроил ему такую неприятную неожиданность. Он даже не думал об этом и не предъявлял претензий Всевышнему, что нередко случается с людьми, попавшими в беду. Он не сетовал: «За что это мне? Почему Б-г так суров со мной? Где же Его милосердие?» Он спрашивал, что делать, но не спрашивал, почему происходит именно это. Он не усомнился в мудрости Провидения. А в чем суть испытания с фараоном? Ведь эту ситуацию, как сегодня выражаются, Авраам вообще не контролировал. Что он мог поделать? Ничего. Что случилось, то случилось.Очевидно, это испытание того же типа, что голод. Но если так, то в чем же разница между ними? Ведь если человек успешно прошел испытание, Б-г не станет его повторять. Ответ прост. Это однотипные испытания, но разного уровня. Похищение жены — не то же самое, что необходимость временно покинуть место проживания. Это намного больнее… Но и тут Авраам ни в чем не упрекнул своего Творца. Кстати, среди бесчисленных хасидских историй есть один рассказ, говорящий как раз об этом высоком душевном качестве.Жил на свете хороший человек, еврей, и жил он долго. Его спросили:— И за что это Б-г дает тебе такие долгие годы?Он ответил:— С людьми разное в жизни происходит: и хорошее, и плохое. Когда случается что-то плохое, люди спрашивают, за что. Вот их и вызывают для разъяснений. Я не спрашиваю — меня не вызывают.Сказано в «Пиркей авот» («Поучения отцов»), 5:3-4: «Десять поколений [было] от Ноаха до Авраама, из этого мы знаем, сколь велико Его (Всевышнего) долготерпение, ибо все эти поколения вызывали Его гнев непрестанно, пока не пришел праотец наш Авраам и не удостоился всего того, чего не заслужили они. Десяти испытаниям подвергся наш праотец Авраам и выдержал все — из этого мы знаем, сколь велика его любовь [к Всевышнему]».Реб Хаим из Воложина в своей книге «Руах хаим», комментариях на «Пиркей авот», спрашивает: почему в приведенном отрывке говорится «наш праотец Авраам», а не просто «Авраам»? Почему это подчеркивается? Потому что, выдержав эти испытания, Авраам дал силу выдерживать испытания своим потомкам.Во многих поколениях евреи, поставленные перед выбором: крещение или смерть — шли на смерть, но не на измену Б-гу. И это было массовым и постоянным явлением, потенциалом (не примером, а именно зарядом) которого было поведение Авраама в Ур-Касдиме.Как решались евреи, наладившие уже жизнь в изгнании, в благоустроенных цивилизованных странах, оставить все и отправиться в заброшенную, полную опасностей Эрец-Исраэль? Случалось, люди даже не знали толком, что манит их сюда. Но они ехали, потому что когда-то Авраам-авину беспрекословно выполнил приказ Всевышнего «лех леха» и этим сделал возможным для нас совершение таких поступков в будущем. Он проложил нам путь и дал силы его пройти.
© Толдот Йешурун

--