Интересно проанализировать жизнь и подход к служению Творцу наших двух праотцев, Авраама и Ицхака. Они шли разными путями, в определенном смысле даже противоположными. Оба были преданы Всевышнему душой и сердцем, оба несли весть о Нем везде, но делали они это по-разному.


Авраам был странником, переходил с одного места на другое и когда жил в земле Кнаанской, и за пределами ее, чтобы распространить в мире знание о Едином Б-ге. Как свидетельствует Талмуд, "вкладывал Авраам имя Б-жье в уста каждого проходящего", проявляя чудеса гостеприимства и с щедростью благодетельствуя. В этом проявлялось сущностное свойство Авраама - хесед (милосердие), смысл которого - одаривать других.


Иначе вел себя Ицхак: он никогда не покидал пределы страны Израиля, и его важнейшим духовным качеством была гвура (строгость), смысл проявления которой - возвышение, подъем (в отличие от качества хесед, проявляющегося в ниспослании блага "сверху вниз"). Это проявлялось и в том, что Ицхак откапывал колодцы, тем самым раскрывая источники живой воды, скрытые в земле, и поднимая их наружу. Он не приводил воду из другого места, но, удаляя слои песка, глины и камней, раскрывал, что это пустынное место само скрывает в себе живую воду.


В отличие от Авраама, который приносил, привлекал святость в этот мир, Ицхак открывал святость, скрытую в самом мире. Он учил людей приходить к Б-жественной истине своими силами, в результате собственных размышлений.


На своем жизненном пути мы должны пользоваться примерами обоих праотцев. У Авраама следует учиться тому, как принести в мир святость, свет Торы и ее заповедей. Когда мы встречаем другого человека, надо приложить все усилия для того, чтобы открыть ему Б-жественную истину. Но лишь этого недостаточно. Необходимо научиться у Ицхака "откапывать колодцы" - находить добро, скрытое в каждом человеке. Не стоит довольствоваться тем, что мы научили ближнего чему-либо. Необходимо открыть в нем веру, искры святости, в нем самом присутствующие.


Пример Ицхака учит нас тому, как надо относиться к тем, кто выглядит со стороны, на первый взгляд, "песком, глиной и камнями", грубыми, невежественными, неотесанными людьми. Стоит только копнуть, и в них обнаружится источник живительной влаги, добро, вера и любовь к ближнему. Надо только удалить внешний слой глины и обнаружить этот источник - чистую душу, которая есть у каждого.


Кто-то скажет: "Я уже пробовал "копать" не однажды - ничего не получилось, ничего хорошего я не обнаружил". Вспомним рассказ об Ицхаке, который не отчаивался даже тогда, когда филистимляне закапывали выкопанные им колодцы. Так же и мы не в праве махнуть рукой на другого еврея. Что бы там ни было - нужно продолжать копать, и искать скрытые искры добра. Не надо отчаиваться!





Из трудов Любавичского Ребе; краткое адаптированное изложение