Лев Кацин


«“Не давать советов главнокомандующему во время боя!” — гласит устав израильской армии», — шутили когда-то в Стране Советов. Впрочем, кто из нас не любит давать советы? И как трудно зачастую самому обратиться за советом к другу…


Представьте себя руководителем предприятия, который хочет ввести в своем бизнесе некое новшество. Вы, например, директор школы и хотите, чтобы учителя начали использовать компьютеры в обучении. Если вы объявите им: «Все обязаны в обучении использовать компьютеры!» — то как отреагируют на это учителя? «Вместо учебы дети будут играть в компьютерные игры! — возразят некоторые. — Зачем ломать ту систему, которая работала все эти годы?»

В действительности не детям, а педагогам трудно осваивать новые технологии. Однако в любом коллективе существует естественное противостояние новшествам. Работники «Дженерал моторс» тоже не хотели новаций — и обанкротились. Ибо любой бизнес разваливается, если перестает улучшаться, а человек деградирует, если перестанет совершенствоваться.

Босс может заставить сотрудников подчиниться, угрожая увольнением. Однако в результате их сопротивление лишь станет скрытым. Подчиненные, возможно, не решатся открыто выразить свое несогласие и будут тихо саботировать его инициативы.

Если руководитель, собрав сотрудников, предложит нововведения, не посоветовавшись с ними, это вызовет у сотрудников раздражение: «Он не интересуется нашим мнением, ни во что нас не ставит».

Так как же внедрять новые идеи?

Искусство руководителя и педагога заключается не в том, чтобы навязывать другим свою волю, а в том, чтобы помочь им самим прийти к правильному решению. Если директор советуется с педагогами, прислушивается к их мнению, то этим он выражает свое уважение, свою веру в людей. Тогда они оправдают его доверие и будут с энтузиазмом реализовывать свои идеи!

Об этом писал царь Соломон в своих притчах (20:5): «Помыслы в сердце человека — глубокие воды, но разумный человек вычерпывает их». Вычерпывает с помощью вопросов, поясняет Таргум. Искусство педагога и воспитателя заключается не в том, чтобы навязать свое мнение, а в том, чтобы вычерпнуть мудрость из глубин души человека, который, возможно, даже и сам не знает, что может найти решения внутри себя. Однако вера учителя вдохновляет ученика искать и открывать в себе глубокие воды мудрости…

После обрезания Всевышний открылся Аврааму в дубраве Мамре (Берешит, 18:1). Мамре — это не только название места, но и имя человека, который дал Аврааму совет сделать обрезание, поэтому Всевышний и явился к Аврааму в дубраве Мамре, объясняет Раши. Это место прославляет не только Мамре, но и Авраама, спросившего у друга совета.

«И сказал Всевышний: “Создадим человека”» (Берешит, 1:26). К кому обращен призыв «создадим», ведь человек еще не был сотворен? К небесным силам, ангелам, поясняет Мидраш. Моисей не хотел записывать это слово Торы, опасаясь, как бы идолопоклонники не попытались (исходя из этого) ошибочно доказать, что есть много богов, приводит Раши слова Мидраша. Однако Всевышний велел Моисею включить это слово «сделаем» в Тору — из-за его этической важности. Оно учит людей спрашивать совета. Ведь если Всевышний советовался, то даже самый великий человек должен советоваться с теми, кто ниже его. И если просьба о совете явилась тем инструментом, которым Всевышний творил человека, то и мы можем с помощью совета творить, вдохновлять и изменять окружающих нас людей!

И в заключение две мысли для вашего размышления.

– Не является ли это манипуляцией: спрашивать совета, зная ответ? — спросили меня друзья, когда мы обсуждали эту тему в субботу.

– Манипуляция подразумевает отрицательное влияние на человека, однако положительное влияние с помощью наводящих вопросов может только приветствоваться. В реальном же мире, думаю, каждый из нас должен искренне верить: друг, к которому мы обращаемся за советом, может научить нас мудрости. И если просьба о совете неискренняя, то и ответ будет неискренним.

– Но разве нужно следовать совету каждого человека? — спросили меня.

– Нет, два друга Мамре посоветовали Аврааму не выполнять заповедей, и он не последовал их совету. Поэтому и царь Давид начинает свои Псалмы со слов «Счастлив тот, кто не пошел по совету негодяев»…