– Здравствуйте, уважаемый рав! Мне 20 лет. Живу в Москве. Мама христианка, папа атеист. Мама у меня русская, папа с белорусскими, польскими и еврейскими корнями (отец его матери — еврей). Но, к огромному сожалению, прадедушке пришлось скрывать это всю жизнь, причём так, что даже дети его не знали факта еврейства. Пару лет назад этот факт открылся, так как нашлись соответствующие документы. Примерно с этого момента меня и потянуло к еврейству, этой культуре, происхождению евреев. Это где-то глубоко внутри меня, я чувствую свою принадлежность к этому народу. Я не чувствую себя русской. Надо заметить, что даже и внешне я немало унаследовала от дедушки, что очень многие замечают. Хотелось бы спросить, могу ли я пройти гиюр, не ради, например, удачного замужества или переезда в Израиль (хотя посетить эту страну — моя большая мечта), а для себя, для своей самоидентификации? Я хочу чувствовать не просто эту кровь в себе, я хочу быть настоящей еврейкой. Желаю восстановить утерянную в те тяжёлые времена связь моего рода с еврейством. Также возможно ли это при условии, например, не вовлечения моей семьи в этот процесс? Сколько времени это может занять и куда можно обратиться по этому поводу в Москве? Заранее благодарю Вас за ответ! Вы даже не представляете, как для меня важна Ваша поддержка!


Алиса, Москва


– В тексте Вашего письма прочитывается правильный подход к проблеме самоидентификации и, как следствие, гиюру. Однако считаю необходимым для Вашей же пользы ввести в круг Ваших размышлений несколько уточнений.

1. Гиюр — не религиозно-философский комплекс взглядов на мир. Это полное присоединение к еврейскому народу. Не внешне-эмоциональное, но по внутренним ощущениям и по самой конструкции мышления.

2. Процесс гиюра, конечно же, подразумевает, что человек поэтапно, а ближе к завершению этого процесса целиком и полностью погружается в еврейский образ жизни.

3. Гиюр, помимо прочего, означает полное отключение от образа жизни, традиций, обычаев и т. п. того народа, в среде которого человек рос и воспитывался с детства, на протяжении многих лет, впитывая прививаемые ему психологические и культурные коды.

4. Еще гиюр предполагает обязательное и серьезное воспитание, развитие в себе уважения к учителям Торы всех поколений, включая наше время, а также всех направлений независимо от того, к какому направлению внутри нашей традиции человек себя причисляет.

Перечисляю все это потому, что за последние годы мне не раз, к сожалению, приходилось наблюдать, как люди разного возраста, мужчины и женщины, прошедшие гиюр и соблюдающие основные практические и теоретические принципы еврейского образа жизни, «спотыкаются» на каком-то одном или даже двух из указанных выше фундаментальных составляющих процесса гиюра. Например, прошел человек гиюр, соблюдает законы шаббата, кашрута, молится и т. п., но его ум и сердце по-прежнему в России или, скажем, в Украине и т. п. Поэтому принадлежность его к еврейскому народу вызывает у меня некие сомнения.

Полагаю, у Вас и у других посетителей нашего сайта при прочтении составленного мной текста может появиться вопрос, как все это соотносится с Вашим открытым и доброжелательным письмом.

Дело в том, что из практического опыта мне доподлинно известно, что первоначальные побуждения к гиюру нередко, увы, трансформируются в негативные «отклонения». Очень не хотелось бы, чтобы такое произошло с Вами. Ну и, конечно же, с любым другим человеком, который задумался о гиюре всерьез. Этот мой ответ предназначен и тем, кто уже прошел гиюр.

В практическом плане рекомендую Вам обратиться в Московскую хоральную синагогу (Большой Спасоглинищевский переулок, 10), к раввину.


Рав Элиягу ЭССАС