Зоhар Хок леИсраэль(из книги Введение в мир Зоар)
Берешит, глава Хайей Сара, первый день
Говорит Рабби Йуда. Счастлив тот, кого Ты избрал и приблизил, кто будет жить в Твоих Дворцах. Это было объяснено, говорит Зоhар. Счастлив человек, пути которого желанны Вс-вышнему, и Творец принимает его, желает единения с ним.Посмотри, Авраам приблизился к Вс-вышнему. Он все свои дни страстно желал этого сближения. И, конечно, это произошло не за один день и не за один раз, но добрыми поступками приближался к Творцу день за днём – со ступени на ступень, пока не поднялся до уровня своей ступени – Хесед.Комментарий автора.В размышлениях об этом мы находим духовную поддержку для себя. Каждый из нас хорошо знает свои недостатки, мы ещё далеки от совершенства, но не нужно терять надежды. Примером является Авраам. Авраам в возрасте девяноста девяти лет ещё был необрезан, и при этом сумел прийти к совершенству, Барух Ашем. Значит, у нас тоже есть шанс. Постепенно, каждый день, добавляем ещё поступок, ещё усилие, ещё усилие... – так поднимается человек.Говорит Зоhар. Когда Авраам стал старцем, вошёл в эти ступени высшие, как полагается, как написано: И Авраам старый – вошёл в Дни. Что это за Дни? Высшие Дни, Дни творения. То есть, сравнялся с уровнем святости, который называется Днями творения.Дни творения – это сосуды для Света Вс-вышнего, сфирот Хесед, Гвура, Тифэрет, Нецах, Од, Йесод. Как сказано: Шешет ямим аса Ашем эт ашамаим вэ эт аарец – шестью Днями Вс-вышний сделал Небо и Землю, то есть, силой Торы, силой её сфирот – Светом Торы был сотворён мир.В этот Свет вошёл Авраам к старости и уже был неотделим от него, и об этом сказано: Авраам закэн ба бэямим. С определённой точки зрения мы в лучшем положении, чем он, потому что баал тшува – человек, который делает тшуву, – даже не должен ожидать старости – он может уже в молодости войти в эти Дни, держаться за этот Свет.Объяснение.Эти Дни известны секретом Веры, как сказано: Вс-вышний благословил Авраама бэ коль. Коль – это намёк на сфиру Йесод. В этом комментарии речь идёт о сфире Йесод дэАба вэИма илаин, то есть, ступени Йесод в Хохма и Бина (каждая из сфирот тоже подразделяется на сфирот). Хохма и Бина неразрывно объединены между собой сфирой Йесод, которая называется коль.Гиматрия слова коль – пятьдесят – также намекает на Бину, откуда исходит всё Добро, все благословения. Изобилие, то есть, Свет Бины, никогда не исчезает, потому что единение между ступенями Хохма и Бина (зивуг дэло пасик*) никогда не прекращается.Счастливы баалей тшува – люди, которые делают тшуву, – в один час, в один день, в одну секунду они приближаются к Вс-вышнему, что не случается даже с абсолютными праведниками, которые приближаются к Вс-вышнему постепенно, многие годы.Зоhар продолжает восхвалять баалей тшува, людей, которые сделали тшуву. Написано: Вэ амэлэх Давид закен ба бэямим – а король Давид состарился, вошёл в Дни. Однако тот, кто сделал тшуву, сразу входит в эти Дни и достигает двекут со Вс-вышним, потому что он преодолевает сопротивление большее, чем цадик.Баал тшува должен сбросить с себя свою склонность к нечистоте, развившуюся в нём на протяжении всей прежней жизни, а это не легче, чем плыть против течения большой мощной реки. Поэтому двекут** со Вс-вышним у такого человека сильнее, чем у цадика.Говорит Рабби Йоси. Там, где стоят баалей тшува, не разрешено находиться абсолютным праведникам, потому что баалей тшува ближе всех к Святому Королю, и они привлекают изобилие, Свет свыше, с большей сосредоточенностью в сердце, с большей силой желания приблизиться к Королю.Посмотри, множество мест установлено и украшено Вс-вышним в том мире, и во всех есть особая ступень для праведников – в каждом из миров, по их уровням, как им положено.Написано: Счастлив тот, кого Ты избрал и приблизил. И он будет жить в Твоих дворцах. Души тех, кого Вс-вышний приблизил к себе, поднимаются снизу вверх, чтобы принять долю, которая уготована им, и это – будут жить в Твоих Дворцах.Объяснение. Понятие хацерейха дословно означает не "Твои Дворцы", а "Твои Дворы". Хацер – это Двор, что означает место и ступень вне Дворца. О ком идёт речь? Это те, о ком сказано: И дал тебе маhалахим***. Маhалахим – это движение, возможность быть вместе со стоящими там. Имеются в виду ангелы, и это ступень, известная среди высших святых людей.И все, кто заслужил эту ступень, является посланником Хозяина мира, как ангелы, потому что слово маhалахим, хотя и происходит от слова лалехет (идти), но близко к слову малах – ангел. В переводе также означает посланник, который выполняет миссию, выполняет задание. Эти люди, исполняя волю Вс-вышнего, всегда остаются в святости и никогда не становятся нечистыми.Подобно этому, но, конечно, с противоположной стороны, тот, кто становится нечистым в этом мире, притягивает к себе дух нечистоты. И когда душа покидает его, то нечистая сила – ситра ахра – делает её нечистой. Душа эта – её прибежище среди нечистот, вредителей мира.Ибо соответственно тому, что человек строит в этом мире, выстраивается его жилище в высшем мире. И таким оно остаётся в мире вечности, и нечистые духи делают его нечистым и вводят его в Геhином.Необходимо объяснить: как сказанное выше касается всех нас? Не нужно ожидать выхода души из тела, чтобы это случилось с нами, не дай Б-г, в плохом смысле. Не следует также думать, что только при выходе души из тела может проявиться связь с Ган Эденом. Ган Эден – он уже здесь, и Геhином – уже здесь. Только при выходе из тела это ощущается человеком более чётко и более ясно.Теперь, даже если мы близки к святости, то разные жизненные проблемы, которые мы решаем, мешают нам ощутить эту святость. Мы не воспринимаем Ган Эден, потому что тело не позволяет нам чётко ощущать духовное наслаждение Светом Творца.И наоборот, не дай Б-г, если человек склонен к нечистоте и своими поступками оскверняет себя, он нечистый человек и уже находится среди мэзиким – вредителей этого мира. И на самом деле он уже в Геhиноме, но просто его ощущение этих мучений Геhинома нечёткое, потому что тело не позволяет ему чётко ощутить духовные страдания.Посмотри, говорит Зоhар. Каждый, кто освящает и бережёт себя в этом мире от нечистоты, присутствует и в том мире среди высших святых ангелов и является посланником Вс-вышнего. Он стоит во Дворе Дома Вс-вышнего, как мы учили. Имеется в виду его внешняя часть. И об этих людях написан пасук, который мы разбирали: Счастлив тот человек, которого Вс-вышний приблизил, он будет жить в Твоих пределах (Дворах).* Можно задать вопрос: если есть единение, которое никогда не прекращается (зивуг дэло пасик), то почему же вообще Хохма и Бина считаются разными ступенями?Объяснение. Когда Зеир-Анпин поднимается маном к Бине, делая её женской сфирой, то Бина объединяется с Хохмой паним бэ паним. Без подъёма мана Бина желает только Хесед и не принимает Свет от сфиры Хохма. В этом случае единение между ступенями Бина и Хохма – ахор бэахор. Понятно, что при неполном единении, ступень Бина не может считаться равной ступени Хохма.** двекут - происходит от слова девек – клей, что подчёркивает наивысшую степень сближения объектов.*** Связь между словами маhалахим и малахим доказывает возможность понимания слова ангел и в смысле посланник.