Дерех Хаим 21. Комментарий Маараля на трактат Авот. 2:4

2:4Он же часто говорил: «Исполняй Его волю как свою волю, чтобы Он исполнил твою волю как Свою. Устрани свою волю перед Его волей, чтобы Он устранил волю других людей перед твоей волей». Гилель говорит: «Не отделяйся от общины и не верь в себя до дня твоей смерти, и не суди товарища, пока не окажешься на его месте, и не говори того, что невозможно понять (сразу), но можно в конце концов понять. И не говори: “Когда я освобожусь, стану учиться”, – может быть, ты не освободишься».
Исполняй Его волю … В наших книгах эта мишна начинается словами: Он же часто говорил… Согласно этой версии, мишна продолжает слова рабана Гамлиэля, который в предыдущих мишнах назван по имени. Тогда возникает вопрос: как же связана эта мишна с предыдущей? Что объединяет их? По-видимому, мишна имеет в виду, что желание Б-га в том и состоит, чтобы человек занимался делами общины. Это и есть Его воля, о которой говорит мишна, и любая помощь общине есть исполнение Его воли. Доказательство этому можно усмотреть в первой главе трактата Брахот (8а): «И я — моя молитва к Тебе, Б-же, во время, когда она желанна. А когда молитва желанна? Тогда, когда молится община». Таким образом, желанной для Б-га является именно община, и Б-г принимает молитвы тогда, когда община молится о своих нуждах. Поэтому рабан Гамлиэль говорит: Исполняй Его волю, — то есть, трудись ради общины, поскольку именно в общине заключена Его воля. И это — глубокая истина: у общины не бывает обвинителя, ибо в этом своем качестве она обладает мощью общности. Общность же не может согрешить, так как грех — свойство единичного, а к общности это понятие вообще неприложимо. Поэтому общину можно обвинить только за частности, то есть, за сделанное отдельными людьми, но общину в целом обвинить невозможно. А когда община совместно молится в синагоге, это именно молитва общины, и поэтому она принимается благосклонно — и понимающие это тоже знают. И, в любом случае, община связана с волей благословенного Б-га, и это хорошо известно.В этом наставлении мишна пожелала раскрыть, что человек может устроить так, чтобы все его желания были исполнены, и пусть не говорит, что чего-то ему недостает. А все, чего человек может пожелать, то есть, все, чего ему может не хватать, — это две вещи. Во-первых, ему нужно иметь то, что ему необходимо и в чем он нуждается, а во-вторых, (нужно), чтобы другие не причиняли ему зла. Ведь если он обретет все блага, но другие будут чинить ему зло — что пользы тогда в этом благе? А если никто не причиняет ему зла, но чего-то нужного у него нет, — такой человек тоже не будет считаться цельным и совершенным. Поэтому мишна говорит, что, когда человек будет трудиться на благо общины, исполняя волю благословенного Б-га, и обретет тем самым Его любовь, тогда его собственные желания будут исполнены, то есть, ему будет дано все, в чем он нуждается. А за то, что он трепещет перед Б-гом, Тот станет охранять его и не будет исполнять ничьих желаний, если они направлены против него.Таким образом, (речь идет о человеке), который любит возвышенного и благословенного Б-га и исполняет Его волю, как свою. Другими словами, он любит Б-га всем сердцем. Ведь к исполнению собственных желаний человек стремится всем сердцем! Так человек делает желание Б-га столь же важным, как свое собственное желание: ведь желание Б-га в том и состоит, чтобы человек всем сердцем любил Его … И (в награду за это) Б-г исполняет желания этого человека так, как если бы это были Его собственные желания, так что для их воплощения нет никаких препятствий. У такого человека собственная воля переплетена с волей Б-га, так что желания Б-га становятся его собственными желаниями. Поэтому и воля Б-га тоже переплетена и связана с его волей, и Б-г исполняет ее, как если бы она была Его собственной.Эта часть мишны говорит о любви к Б-гу, так как именно она заставляет сделать желания Б-га как бы своими желаниями и всем сердцем желать их исполнения. А с трепетом связан следующий отрывок: Устрани свою волю перед Его волей, — то есть, думай не о своем желании, а о воле Б-га. И когда собственное желание толкает человека на преступление, а ради трепета перед Б-гом он отдаляется от него, дабы исполнить Б-жественную волю, — получается, что желания такого человека тоже совпадают с желаниями Б-га, и Б-г не станет исполнять замыслы других людей, если они входят в противоречие с его желаниями. Речь здесь идет именно о трепете, так как именно он заставляет человека пренебречь своими стремлениями ради исполнения Б-жественной воли.Таким образом, абсолютная любовь и абсолютный трепет позволяют человеку достичь всего, что ему нужно, и это объяснение ясно. Однако мишна затрагивает гораздо более глубокий вопрос о том, как человек в такой степени связывает свои делания с желаниями Б-га, что они делаются одним. Ведь, исполняя волю Б-га как свою, человек объединяет свои желания и желания Б-га. Когда же его желания воссоединяются с Б-жественными, тогда и Б-жественная воля воссоединяется с его волей, и все его желания исполняются. А более глубокого объяснения дать нельзя.
http://toldot.ru/tora/articles/articles_17569.html