Можно ли говорить плохо о других, обращаясь к раввину? Вопрос:

В книге "Хафец Хаим" хелек хет клаль вав сеиф далет говорится об обстоятельствах, при которых разрешается выслушать лашон ара мишум хесед по отношению к говорящему , которому необходимо выговориться. Вопрос, существует ли разрешение говорить лашон ара при необходимости "выговориться"? Насколько возможно говорить лашон ара при обращении за консультацией к раввину?
Моше Эстрин, Москва, Россия

Отвечает рав Элиягу Эссас: Прежде, чем ответить конкретно на Ваши вопросы, для пользы читателей позволю себе дать кратчайшее введение в законы о запрете лашон hа-ра (в переводе на русский язык лашон - слова, текст; ра - плохой, несущий зло; hа - определенный артикль). В целом все выражение уместно перевести так: "высказывание, передача окружающим информации и своего суждения о ком-то, содержание которых могут привести к тому, что получающий информацию изменит мнение об этом человеке к худшему".Как видим, сами слова могут содержать правдивую и даже положительную информацию. Но если они вызвали в сердце собеседника отрицательную реакцию, они переходят в разряд лашон hа-ра. Тем более - если они носят негативный характер. О лжи здесь речь вообще не идет, ибо лгать в принципе не разрешается.Так вот, законы Торы запрещают лашон hа-ра. В любом виде.Почему может быть запрещена правдивая информация?Если бы человек жил на необитаемом острове, совершенно один, ему трудно было бы запретить говорить о чем бы то ни было. Ибо его слова (это не касается его молитв) не изменяли бы окружающий мир.Однако в реальной ситуации слова постоянно оказывают на мир определенное влияние и всегда имеют последствия - положительные или отрицательные.Возникает вопрос: по отношению к чему они отрицательны? Что способны разрушить слова?Слова меняют мнение того, кто их слышит, об окружающем мире. Но самая главное в этом мире - цельность, способность сопротивляться самой возможности возникновения катастроф, "умение" выстоять перед катастрофой. Еврейский народ, его связь с Творцом - основной духовный стержень мира.Эта связь еврейского народа с Творцом - тот канал, по которому спускается в этот мир браха (благословение) и поднимается вверх молитва. Если в этом канале образуются "поломки", трещины и т.п. - часть благословения, если можно так выразиться, не доходит до нашего мира. И тогда жизнь в нем ухудшается, он подвергается разрушениям.Цельный, без изъянов, канал называется шалом. Недаром в Талмуде говорится, что шалом - это сосуд, принимающий благословение и не теряющий его (на иврите - кли, махзик браха).Поэтому так важно поднимать уровень цельности еврейского народа, всеми силами бороться с его духовной раздробленностью, разобщенностью, не говоря уже о ненависти и антипатии, которые наносят миру огромный вред.Главный инструмент, углубляющий разобщенность - лашон hа-ра. И поэтому основной метод, позволяющий свести на нет лашон hа-ра, укрепить цельность мира, благодаря которой в мир привносится благословение - выполнение законов, выражающих запрет на лашон hа-ра. Отсюда, кстати, мы можем понять, что нельзя не только произносить лашон hа-ра, но и - слушать.На этом введение заканчиваю. Данные мной определения помогут ответить на Ваши вопросы.Вы ссылаетесь на фундаментальный труд в этой сфере, на книгу Хафец Хаим, в которой подробно изложены законы запрета на лашон hа-ра. Ее автор - крупнейший раввинский авторитет начала 20-го века, рав Исраэль Меир Коган. После выхода книги в свет его самого стали называть Хафец Хаим. Под этим именем он известен во всем еврейском мире.В шестой главе книги, пункт четвертый, говорится, что слушать лашон hа-ра разрешается лишь в том случае, когда один из собеседников не без оснований решает, что другому необходимо выговориться, и, если он "облегчит душу", говорить об этом больше не будет. Обратим особое внимание, как в этом фрагменте Хафец Хаим формулирует такую мысль. Он говорит: "...В результате увеличится Шалом бе-Исраэль (мир и цельность в еврейском народе)".Почему увеличится? Да потому, что человек, который непременно хочет высказаться на определенную тему, произнесет свои слова в присутствии лишь одного слушателя, а не, к примеру, - пяти.Однако при этом простая "арифметическая" логика (пять - хуже, чем один) действительно "сработает", если и этот "один" будет слушать собеседника через "фильтры", которые не дадут "неправильным" словам говорящего внедриться в его сердце. В противном случае принимать в расчет "арифметический" критерий не имеет смысла. В духовном мире расчеты производятся иначе: порой в сердце одного еврея больше неприязни, чем в сердцах пяти человек.Вы спрашиваете: может ли человек сам себе разрешить говорить лашон hа-ра? И из контекста Вашего вопроса ясно, что он, допустим, хорошо себя знает и уверен, что, выговорившись, не станет возвращаться к этой теме.Из только что сказанного нами следует, что такое разрешение человек может себе дать только в случае, если уверен, что потенциальный слушатель умеет "ставить фильтры", способные защитить его сердце от яда лашон hа-ра.Но можно ли быть уверенным в другом человеке? Более того: можно ли брать на себя ответственность за то, что - вне сферы твоего влияния? Ведь разрешение слушать лашон hа-ра предполагает ответственность слушателя перед Небом. Соглашаясь выслушать собеседника, он как бы выражает уверенность в том, что способен применить "фильтры". Но одно дело - уверенность в себе, иная ситуация - уверенность в другом человеке... Получается, что давать самому себе это разрешение либо вообще нельзя, либо... Тут очень логично возникает Ваш второй вопрос.Представим себе, что есть люди, профессионально подготовленные для того, чтобы выслушивать лашон hа-ра. То есть у них есть постоянные, "профессиональные фильтры". Речь может идти о раввинах. Но лишь о тех, кто достиг высочайшей степени почитания Неба (йират шамаим) и которым свойственна психологическая проницательность... Исходя из собственного жизненного опыта, берусь утверждать, что таких людей в мире крайне мало. Ведь для того, чтобы стать таким человеком, нужно обладать сразу же несколькими особыми качествами, причем - очень высокого уровня. В противном случае фильтры "не появятся".С другой стороны, как показывает практика, и человек, обсуждая свою проблему с раввином, должен со всей искренностью приложить максимум усилий к тому, чтобы изложить ее так, чтобы в его словах не было лашон hа-ра, либо, чтобы изложенная им информация, а также - мнение, не имели определенного адреса, не раскрывали конкретного имени. Это, преподносится, допустим, в такой форме: "некий человек посоветовал мне...".Опытный раввин может и должен помочь пришедшему к нему человеку обойти возникающие по ходу беседы "подводные рифы" и не нарушить запреты лашон hа-ра. Так предназначение всех законов лашон hа-ра будет выполнено: Шалом бе-Исраэль увеличится, а не уменьшится.И последнее. Вы не пишете об этом, но вопрос напрашивается сам собой: можно ли жить, не нарушая запреты лашон hа-ра? Будет ли о чем разговаривать, если их соблюдать?Скажем прямо: очень трудно, но можно. А главное - необходимо.Прежде всего, нужно серьезно изучить эти законы, но главное - кропотливо работать над собой. Результаты проявятся достаточно быстро, но для полного очищения понадобятся годы, может быть, десятки лет. Но для того мы и просим Всевышнего продлить нам жизнь, чтобы увеличить Шалом бе-Исраэль.Слова Хафец Хаим, кстати, в переводе на русский язык означают - "Желающий жить (и творить Добро)".
рав Эссас