Недельные главы Торы от рава М.М.Гитика. Ваеце. 14.12-20.12.2016г
Недельные главы Торы от рава М.М.Гитика. Ваеце. 14.12-20.12.2016г
Ночь перед рассветом
«И увидел, что не может [противостоять] ему,
и дотронулся до тазобедренной [жилы],
и повредил тазобедренный [сустав]
Яакова в борьбе с ним…
И спросил Яаков, и сказал:
«Открой, пожалуйста, имя своё».
И сказал: «Зачем ты спрашиваешь
об имени моём?»
Потому не едят сыны Израиля
жилу ґанаше…»
Бе-рейшит, 32:26,30,33
Как и всегда, хрестоматийно знакомые места Пятикнижия содержат при ближайшем рассмотрении… незнакомые детали. О мотивации «не может… дотронулся» я всегда полагал классическое «не съем, так понадкусываю». Но ведь подобное обоснование мелко и недостойно Торы.
Постараемся с помощью моего учителя – рава Моше Франка и комментария рава Ш.-Р. Ґирша соединить три процитированных нами предложения, и как результат получить ответ о поражении ангела Эйсава как обосновании его удара по гид ґанаше.
Гид ґанаше рав Ґирш предлагает рассматривать как жилу, ответственную за возможность исполнения мицвы «пру у-рву – плодитесь и размножайтесь», выводя это из слова «наше», близкое к «нашим – женщины».
Если мы вспомним о желании Эйсава убить Яакова, то соединив неуспешность борьбы против Исраэля, сможем прийти к выводу о «любви» к Яакову. Сами посудите, если евреев не удаётся уничтожить, то какая еще возможность остаётся у функции (ангела) Эйсава? Только «любовь» – ассимиляция.
И потому в последние часы перед рассветом (христианская эра Эйсава), после неудачных, хотя и многообещающих, попыток уничтожения Израиля, Эйсав повредил нам «женскую жилу». Сразу вслед за Гитлером, перед самым Восходом, когда поражение в борьбе определено, начинается любовь к Израилю, которая лишь в одной вотчине Эйсава – США обошлась нам в восемь миллионов евреев, отпавших от Израиля через слабость в «женской жиле».
Мотивация ангела тем самым нашла своё страшное объяснение. А в заключение приведем объяснение рава Франка по поводу имени эйсавовского ангела. Одним словом – нет! Задача Эйсава – отрицание Яакова, а если мы вспомним, что сущим является лишь связанное с Творцом, то ответ ангела – молчание – следует понимать как отсутствие имени – сути у Эйсава. И снова удивимся точности деталей: как следствие поражения – ассимиляция перед тем, как мы увидим, что Эйсав – пустота!