Я почти три года молюсь за духовное благополучие одного знакомого. И хотя в его жизни произошли перемены к лучшему, но внешних признаков духовных перемен я в нем совсем не вижу... И это делает мне очень больно. Я все больше погружаюсь в отчаяние. Очевидно , что ни один заблудший человек целенаправленно не захочет преображаться и менять свою жизнь, но ведь Всевышний знает, какой ключ подобрать к каждой душе и как ее заставить пробудиться от греховного сна...


Ответ: Вы абсолютно правы и когда пишете о всесилии Творца, и о бесконечности его милосердия, и о силе молитвы. Но, что касается последнего (силы молитвы), то она варьируется в зависимости от глубины и полноты чувств, которые мы в нее вкладываем. В первую очередь речь идет о силе веры. А искренне верующий человек в принципе не в состоянии впасть в отчаяние. Или усомниться в том, что все, что ниспосылает Всевышний – к лучшему. Или даже в силе молитвы. Иначе чего стоит его вера?


Если речь не идет о великих праведниках, ведущих с Небесами активный диалог, все мы возносим свои молитвы, с одной стороны, в надежде на то, что они будут приняты, С другой, в ясном понимании того, что у нас нет никаких оснований ожидать, что наши молитвы будут услышаны – наших заслуг для этого явно недостаточно, – кроме бесконечной милости Творца. С третьей, мы твердо верим, что в любом случае все, что ни делается, делается к лучшему. И если кому то сложно раскаяться, то это – часть его искупления и т. д. В-четвертых... Можно продолжать и продолжать. Суть в том, что как бы Вам ни хотелось чтобы что-то произошло, это, согласитесь, никак не обязывает Небеса идти вам навстречу. Ваше дело – просить их о том, что вы считаете правильным. Но ваш долг, как верующего человека, безропотно принимать ответ, ниспосылаемый свыше, каким бы он ни был. Тем более, что откуда вам знать, что происходит на душе у вашего опекаемого.


Сказано, что человек должен молить Небеса о милосердии, даже когда меч занесен над его головой. Ибо удар может быть остановлен в самый последний миг. Но может и не быть остановлен! Если душевный порыв молящего (и раскаяние, стоящее за ним) будет достаточным, то произойдет чудо. Но если не этого хватит, то чудо и не произойдет. И все равно нужно обращаться к Небесам до конца. Ибо само это будет свидетельством веры. Может быть недостаточной для чего-то, но веры. А отчаяние – признак неверия. Это, как вы понимаете, не наш путь.


Продолжайте молиться о том, что считаете правильным и желаемым. И не ожидайте от Небес ничего, кроме абсолютной милости и абсолютной справедливости. В надежде на то, что удостоитесь их узреть. Ведь это – вопрос вашего восприятия.





Р-н Шауль-Айзек Андрущак