Высказывания, отрицательные с объективной точки зрения


День 27. Раскаяние


(27 тишри - 27 нисана)


"Сефер Хафец хаим"


Великая святость Торы - непреложный факт. Чем выше святость речи человека, тем прочнее он связан со светом Торы, которую учит.

В словах, которые могут нанести кому-то ущерб, - два греха. Один в отношениях между человеком и Творцом (бэйн адам ле-Маком), который запрещает такие поступки, а второй - в отношениях между людьми (бэйн адам ле-хаверо).

Человек раскаялся в том, что сделал. Признание греха, сожаление о нем и решимость в будущем не совершать таких поступков искупают только грех перед Творцом. А для искупления греха против ближнего надо просить у него прощения.

Когда уже есть ущерб. Но если худшее еще не случилось, следует приложить все силы, чтобы избежать последствий сказанного. Как это сделать практически? Подойти к каждому, кто слышал твои слова, и объяснить, что ты берешь их обратно, потому что они неверны.


"Сефер Шмират а-лашон"


Сокровище бедняка

Из слов Талмуда о том, что мир существует благодаря заслугам детей, изучающих Тору, и что их учеба весит больше ученых занятий крупнейших мудрецов поколения, следует чрезвычайно важная мысль. Поясним на примере.

Бедняк нашел редкостный камень, достойный украсить царскую корону, но не подозревал о ценности своей находки. Царь той страны, где проживал бедняк, попросил отдать ему камень, обещая подданному огромное богатство и почетное положение. Так бедный человек обрел великую награду ־ не за то, что знал, а за то, чем обладал.

Изучение Торы - такой драгоценный камень, а наши дети, не знающие о великой святости Торы и глубине ее мудрости, -как тот бедняк, что не сознавал ценности камня. Тем не менее, несмотря на непонимание, дети освящаются учебой и поддерживают ею мир.

Дело в том, что великая святость Торы - факт, не зависящий от умственной зрелости или уровня знаний ученика. При изучении Торы между ее святостью и человеком устанавливается связь. Об этом слова пророка: «... когда говорю о Нем, все больше помню Его. Поэтому ноет мое нутро о Нем...» (Ирмеяу, 31:19).

Если человек оскверняет силу речи запретными темами, интенсивность духовного света, который он обретает, изучая Тору, снижается.

Теперь нам легче понять беседу мудрецов. Рав Папа спросил Абайе: «А что же наше изучение Торы? Разве святые мысли нашей учебы не превосходят мысли детей»? Абайе ответил: «Нет сравнения между дыханием, оскверненным грехом, и дыханием, свободным от греха». Чистота детской учебы искупает все ее недостатки и делает ее непревзойденной по святости.


http://www.istok.ru/library/books/chofetz-chaim/daily-lesson_11339.html