Не бойся зла! Лев Кацин


.
– Как принимать испытания? — спросили однажды ученики ­ребе.– Я не могу ответить на ваш вопрос, Всевышний всегда проявлял милосердие ко мне. Пойдите к реб Зуше, он даст вам ответ.– Не понимаю, почему ребе послал вас ко мне, ведь Всевышний всегда был милосерден ко мне? — удивился бедный и больной реб Зуша, когда ученики задали ему вопрос.В этом и состоял ответ мудрого ребе.«Perception is reality!» («Восприятие — это реальность!») — говорят американцы.Если человек видит плохое и считает, что ему плохо, то ему действительно плохо. Однако у него есть выбор видеть, ценить и радоваться тому хорошему, что тоже присутствует в его жизни.Есть люди, которые всегда жалуются, находя во всем, даже в хорошем, что-то плохое. Для этого не требуется особых усилий, достаточно всегда видеть стакан наполовину пустым. Необходимы мужество и сила духа, чтобы не предаваться отчаянию, видеть в любой, даже самой сложной ситуации что-то хорошее, любой стакан наполовину наполненным…Призывая Моисея вызволить евреев из египетского рабства, Всевышний открылся ему в пламени горящего куста, который «горит, но не сгорает» (Шмот, 3:2). Этот куст — пророческий символ еврейского народа, который не сгорит в огне изгнания.Но почему Всевышний открылся в огне? «Огонь — это символ страданий. Открываясь в огне, Всевышний хотел сказать Моисею, что даже в огне изгнания Всевышний не покидает евреев!» — пишет ребе из Гур в книге «Сфат Эмет». Однокоренные слова «изгнание» («галут») и «откровение» («итгалут») намекают, что даже в изгнании можно удостоиться откровения, а в страданиях — открыть Всевышнего!«Всевышний — пастырь мой, — писал царь Давид в 23-м псалме, который поют во время третьей трапезы в субботу. — Даже если буду идти по долине в тени смерти, не буду бояться зла, ибо Ты со мной!» «Даже по дороге на казнь еврей ощущает: “Ты со мной!” — писал рав Шах в своей книге «Махшевет мусар». — В огне инквизиции или лагере смерти погибает лишь тело, ибо душу хранит Всевышний!»Для того чтобы преодолеть зло, человек должен подготовить не только разум, но и сердце. Мы можем повторять, что в любом огне скрывается Всевышний, но когда сами сталкиваемся со злом, то при испытывании боли нам трудно ощутить: все, что ни делается, к лучшему!Всевышний открылся в огне, чтобы подготовить лидера народа к тяжелой борьбе за освобождение. Но, столкнувшись с горечью страданий своего народа, Моисей совершил ошибку. Мы не критикуем Моисея, а учимся мудрости на его ошибке.Моисей убедил евреев, что его послал Всевышний облегчить их страдания. Он пришел к фараону и от имени Всевышнего потребовал: «Отпусти народ Мой!» Фараон же не только не освободил евреев, но и неимоверно утяжелил их рабский труд: египтяне перестали давать евреям солому и глину для изготовления кирпичей, требуя выполнения прежних норм строительства, а за невыполнение этих норм избивали надсмотрщики.Тогда Моисей обратился к Всевышнему: «Почему Ты сделал такое зло этому народу, почему послал Ты меня? С того времени, как я пришел к фараону говорить от имени Твоего, стало народу еще хуже, а Ты народ Свой не спас!» (Шмот, 5:20–23). «И сказал Всевышний Моисею: “Теперь увидишь ты, что Я сделаю с фараоном!”» (Шмот, 6:1).В чем смысл ответа Всевышнего? Человек не видит будущего и потому не знает, что преуспевающий негодяй в конце концов будет наказан, а страдающий праведник будет вознагражден. Однако в этих словах Всевышнего мудрецы видят не только ответ Моисею, но и указание, что он будет наказан.«Ты усомнился в том, как Я правлю миром… потому “теперь увидишь” — теперь увидишь то, что произойдет с фараоном, но ты не увидишь, что произойдет с царями семи народов, когда Я приведу евреев в землю Ханаанскую», — поясняет Раши (Талмуд, Сангедрин, 111). За свой вопрос Моисей был наказан и не удостоился осуществить свою мечту — войти в страну Израиля!Но в чем ошибка Моисея, ведь лидер обязан заступиться за свой народ? Моисей должен был просить Всевышнего, но ошибся он только в одном слове своей просьбы: «Почему Ты сделал такое зло?»Моисей назвал деяния Всевышнего злом, не понимая, что тяжесть изгнания приближала Исход, объясняет рав Яаков Нейман в книге «Дархей мусар». Увидев страдания изгнания, Моисей назвал их злом, хотя должен был помнить, что даже в огне изгнания есть Всевышний. «И говорил Б-г Моисею: “Я — Всевышний”» (Шмот, 6:1). В этом предложении используется два имени: Б-г и Всевышний, Элоким — Справедливый и Хашем — Милосердный. Смысл сказанного: даже то, что кажется нам злом, исходящим от Справедливого, в действительности является проявлением Милосердия. Тот, кто с верой и мужеством помнит о единстве Творца, не боится зла и удостоится увидеть добро в своей жизни!





Лев Кацин Лев Кацин