МАХАНАИМ - еврейский культурно-религиозный центр
Ту би-Шват.
1. Праздничные дни уровня "минhаг"("обычай")2. Три "слоя" праздника Ту би-Шват.3. Источники: Мишна.4. Отделение Десятины.5. Праздничная трапеза с фруктами – Седер ["Порядок"] Ту би-Шват6. Обычай сажать деревья в Тy-би-Шват.7. Экология.Список контрольных вопросов
1. Праздничные дни уровня "минhаг"("обычай")
Закончив (в предыдущих лекциях) обсуждение праздников из Торы ("де-Орайта") и дней установленных Мудрецами ("де-рабанан"), мы перейдём теперь к датам, празднование которых есть "минhаг"- "обычай ". Данный термин означает, что этот праздник не является обязательным, он складывался постепенно и вошло в обычай его отмечать.
2. Три "слоя" праздника Ту би-Шват.
Праздничность Ту би-Швата (буквально: "15 Швата", при обозначении чисел буквами еврейского алфавита число "15" обозначается как тет (9) + вав (6), что читается как "ту") состоит как бы из 3 слоёв.
Первый слой: установление в Мишне Ту би-Шват как "нового года [для сбора и отделения десятины и возношений] от урожая деревьев". На этом уровне Ту би-Шват является важной галахически-технической датой - что, однако, формально не придает этому дню никакого праздничного оттенка.
Второй слой: установление каббалистами Цфата в 16 веке обычаев праздновать Ту би-Шват с "трапезой с разными видами плодов Страны Израиля" ("Седер Ту би-Шват"). Обычай этот распространился далее по всему еврейскому миру.
Третий слой - введённый в начале 20 века сионистским движением в Стране Изриля обычай сажать деревья в этот день.
Ниже мы рассмотрим различные аспекты, касающиеся этих трёх слоев Ту би-Шват.
3. Источники: Мишна.
Первое упоминание о Ту би-Шват мы находим в Мишне, в трактате Рош hа-Шана ("новый год"). Она рассматривается в нижеследуещем отрывке:
К Ту би-Шват
Мишна:
"Четыре новых года:Первое Нисана – новый год царей и праздниковПервое Элула – новый год для десятины скота, а р. Эльазар и р. Шимон говорят – первого Тишрей.Первое Тишрей – новый год счета годов, юбилеев, посадок деревьев и овощейПервое Швата – новый год деревьев по мнению школы Шамая,школа Гилеля говорит: Пятнадатого Швата.
Комментарии:
"Новый год для царей" важен для датировки документов – если используется датировка, "на третий год правления царя такого-то", - то важно знать, что мы считаем года не от даты восхождения царя на престол, но предполагаем, что каждое первое Нисана открывает новый год правления царя.
"Новый год для праздников": первым праздником года считается Песах, затем Шавуот, а затем Суккот.
(т.к в последовательности праздников есть внутренняя логика и развитие, то важно осознавать её начало. В некоторых случаях это может составлять и галахическую важность).
"Для скота": десятину скота следует отделять каждый год, от приплода именно этого года. Всякая скотина, родившаяся после этой даты считается родившейся в следующем "скотском" году.
"Первое Тишрей – для посадок деревьев": возраст деревьев считается по количеству прошедших первых Тишрей, иными словами, если дерево пустило корни перед первым тишрей, то начиная с первого тишрей пойдет второй год его жизни.
"Новый год деревьев": имеется в виду урожай для отделения десятин. Все фрукты, завязь которых пришлась на дату, предшествующую этой, относятся к урожаю предыдущего года, а после этой – к последующему. Исключение составляют деревья, плоды на которых могут висеть очень долго, например цитрусовые.
Принципиальный момент из всего сказанного состоит в том, что Ту би-Шват, называемый "Новый год деревьев" относится не ко дню рождения самих деревьев (день рождения их отмечается первого Тишрей), а к их плодам.
Здесь следует отметить, что несколько новых годов существуют и сегодня в целом ряде стран, при этом эти новые года никак не связаны с религиозной жизнью. Например: Новый финансовый год может не совпадать с календарным Новым годом, а также с Новым налоговым или Новым учебным годом. И уже тем более такого следует ожидать от еврейского календаря, так тесно связанного с сельскохозяйственным циклом. И это особенно проявляется в " Новом годе скота" и в " Новом годе деревьев".
Итак первое Элула - новый года скота – связан с тем простым фактом, что возраст скотины для различных вещей бывает необходимо точно определить (например, сегодня это может быть важно в скачках). Для евреев это было актуально для того, чтобы отличить приплод этого года от приплода года следующего: поскольку каждый год следовало отделять десятину скота, то следовало дать объективный критерий того, когда кончается приплод этого года, а когда начинается приплода года следующего. Понятно, что начало осени, первое число месяца элула (а некоторые мудрецы, как мы видим в мишне, хотели установить эту дату на 1 Тишрей) вполне удачная дата для такой цели, хотя бы потому, что после этой даты новых рождений домашнего скота не предвидится до следующего лета.
Точно такие же соображения сыграли решающую роль при установлении даты нового года деревьев. Было необходимо установить объективный критерий, дату, до которой урожай фруктов относится к предыдущему году, а после которой к последующему. Наши благословенной памяти учителя долго разглядывали календарь в поисках даты, когда старый урожай уже собран, а новый еще не появился даже в завязях. Было предложено две даты – первое и пятнадцатое числа месяца шват. Чисто практическое соображение, что у очень ленивых хозяев к первому швата урожай оливок еще может быть не собран, а сами оливки еще не опали, заставил их предпочесть более позднюю, хотя и не круглую дату – 15 число того же месяца. Так как все законы, связанные с десятинами, актуальны только в земле Израиля, то вне нее никто ни новый год скота, ни новый год деревьев никак не отмечал, просто потому что не было нужно.
4. Отделение Десятины
Эта тема рассматривается в нижеследуещем отрывке.
Тора повелевает нам отделять "десятинy" ("маасер") от yрожая поля и сада в Земле Израиля и отдавать ее левитy, пришельцy, беднякy, сироте и вдове - "дабы благословил тебя Господь, Бог твой, во всяком деле рyк твоиx, которое ты бyдешь делать" (Второзаконие 14:29). Левиты, при этом, отдают 1/10 от полученного коhенам, служившим в Храме. (Некоторую, небольшую часть урожая, каждый еврей также пердавал коhенам напрямую. Часть, передаваемая коhенам- т.е. в Храм - называлась "трума"- "возношение"). Смысл этой заповеди в том, чтобы мы не чyвствовали себя единственно полноправными владельцами Земли Израиля. Еврей должен чyвствовать, что действительным xозяином этой земли является Всевышний, а сам он - только пользователь, арендатор, которомy эта земля передана для обработки. И собрав yрожай, он должен часть его возвратить xозяинy - т.е. использовать десятyю долю своего доxода для осyществления Божественныx принципов на земле: обеспечения слyжбы в Храме и yстановления социальной справедливости.
Контрольные вопросы:
КВ-1. Является ли отделение десятины установлением де-Орайта (из Торы), де-Рабанан (Мудрецами) или Минhаг (обычай)?
КВ-2. Является ли дата 15 Швата как дата разделения между десятинами одного года и десятинами другого установлением де-Орайта (из Торы), де-Рабанан (Мудрецами) или Минhаг (обычай)?
КВ-3. Как вы считаете, в ситуации сегодняшнего "общества социальной поддержки" - когда государство берет с тех, кто зарабатывает деньги, подоходный налог, чтобы выплачивать пособие бедным и несчастным – следует ли человеку, желающему соблюсти принципы Торы, отделять еще 10% от своего дохода на благотворительность; или же следует сказать: "Моя благотворительность входит в мои налоги" - ? Обоснуйте вашу точку зрения.
КВ-4. Из изложенной в данном параграфе схемы социального устройства еврейского общества в древности следует, что Левиты и Коhены не занимались обработкой земли, а народ, работавший в полях и садах, кормил их (отделяя десятины и возношения). Является ли, по вашему мнению, такой социальный порядок справедливым? (Кстати, как вы считаете, если сравнить этот порядок с европейским, он более соответствует средневековым или современным нормам?). Обоснуйте ваш ответ.
КВ-5. Как, с точки зрения Мишны, следует праздновать Ту би-Шват?
5. Праздничная трапеза с фруктами – Седер ["Порядок"] Ту би-Шват
Следует отметить, что существуют разные обычаи празднования Седера Ту би-Шват. Совпадая в основной схеме, они могут значительно отличаться в деталях. Более того, поскольку порядок Седера Ту би-Шват не установлен жестко, он даёт возможность для различных современных "добавок". Один из вариантов такого довольно "современного" Седера описан в нижеследуещем отрывке
З. Дашевский Седер Ту би-Шват (распечатка аудиозаписи Седера)
За последние столетия Ту би-Шват приобретал все более праздничный характер. Особенно этому способствовала знаменитая школа каббалистов Цфата во главе с Аризалем, рабби Ицхаком Лурия, основателем системы, центральной в современной Каббале. Каббалисты Цфата ввели упорядоченное празднование этого дня, которое постепенно превратилось в седер, похожий на пасхальный седер. И уже в течение довольно многих поколений издаются тексты, которые перекликаются с пасхальным седером; и там тоже есть определенный порядок: 4 бокала вина, и вопросы о том, чем отличается этот день и т.д. Главный упор празднования Ту би-Швата делается на еду фруктов, свежих и сухих. И прежде всего, это должны быть те плоды, которыми славится Земля Израиля.
При этом все плоды подразделяются на три основные категории. Как изестно по каббалистическим представлениям все мироздание имеет некоторые уровни, и, в часности, среди миров мы можем выделить то, что называется "олам брийа" - "мир творения", который соответствует высшим уровням - ангелам или тому, что человек мыслит. Ниже этого лежит "олам йецира" - "мир созидания", там также обитают ангелы и он соответствует человеческим речам. Когда человек говорит, то он действует в этом "мире созидания". И, наконец, мир, в котором мы в основном функционируем, это - "олам асийа" - "мир делания", то есть, такой мир, где можно оперировать материальными вещами. Так вот, все плоды подразделяются на три группы, каждая из которых соответствует одному из этих миров. Приведем некоторые примеры и основные характеристики.
"Олам брийа" - это то, что наиболее очищено. Этому соответствуют плоды, у которых все съедобно; у них нет несъедобных частей. К таким плодам относятся, например, инжир и плод рожкового дерева - харув. Среднему миру - "олам йецира" соответствуют плоды, у которых снаружи основная масса плода съедобна, но внутри есть несъедобная косточка. К ним относятся абрикосы, яблоки, груши. И, наконец, нижнему миру "асийа" соответствует группа плодов, которе сснаружи несъедобны, т.е. у них есть несъедобная кожура или шелуха. К ним, например, относятся орехи.
Установленный порядок празднования Ту би-Шват состоит в том, что едят по очереди плоды разных групп, и читают отрывки из Танаха и из других книг нашей традиции, а некоторые сегодня добавляют также и различные поэтические произведения, как авторов Средних веков, так и более современных. Вначале принято читать ту самую мишну из трактата Рош hа-Шана о том, что есть "4 начала года", и в ней говорится, что первого числа месяца Нисана - это начало года для царей и для праздников. (При этом, это относится только к царям Израиля); первого Элула - начало года для отделения десятины скота, первого Тишрей - это начало года для счета лет, и субботних лет или семилетий, и для юбилеев (то есть - пятидесятилетий), для посадок и для зелени, для овощей; и, наконец, 15-го Швата - это новый год деревьев.
Дальше у некоторых принято читать замечательную "Песню трав", которую сложил любимый народом хасидский мудрец рабби Нахман из Браслава. Он говорил так: "Знай, что у каждого пастуха есть свой особенный напев, который соответствует травам и месту, где он пасет, потому что у каждой травинки, у каждого сорта травы, есть своя песня; а из песни трав слагается песнь пастуха. "Рабби Нахман говорил: "Дай Бог, чтобы я удостоился услышать все песни и все прославления всех трав, как каждая трава произносит свою песню Всевышнему, не уставая, не думая ни о чем постороннем и не ожидая никакого воздаяния. Как прекрасно и как замечательно, когда слышишь их песню, и очень хорошо служить Всевышнему в трепете, как они".
После вина начинают есть плоды, которыми славится Земля Израиля, и старше всех из них, естественно, пшеница, поэтому, нужно, чтобы каждый съел кусочек какого-то пшеничного изделия, и сказал соответствуещее благословение. Пшеница в Торе упоминается первой в списке "семи видов плодов которыми славится Земля Израиля", перечисленными в стиxе Торы: "Ибо Господь, Бог твой, ведет тебя в землю xорошyю, в землю пшеницы, и ячменя, и виноградныx лоз, и смоковницы, и гранатовыx деревьев, в землю масличныx деревьев и финикового меда" (Второзаконие 8:7). Мудрецы в Устной Традиции возводят важность пшеницы к гораздо более раннему времени и задают вопрос: "Что за дерево было, от которого поел Адам?" И высказывается мнение, что это была пшеница.
[ Как можно пшеницу считать деревом - это особый разговор. На эту тему есть очень интересное соображение, что в Райском Саду вообще не росли овощи и зелень, а росли только деревья. Отметим, что до Потопа не только все, и люди и животные, были травоядные, и запрещено было питаться мясом (чтобы не убивать), - однако, в Райском Саду была еще дополнительная прелесть: там не было овощей и были только фрукты. Дело в том, что дерево дает миру свой плод, все получают от этого удовольствие, но дерево, в отличие от овощей, остается жить и дает плоды и в следующий год и т.д., Например, для, того, чтобы потреблять капусту, ее следует "зарезать". Таким образом, в Райском Саду была идиллия еще и в том смысле, что даже в растительном мире не надо было совершать "убийство". Поэтому, если пшеница росла в райском саду, то она тоже должна была быть деревом.]
Почему возникло предположение относительно пшеницы, что именно была "деревом познания"? - ибо такое важное высказывание, что человек не понимает разницы между добром и злом до тех пор, пока он не поест хлеба.(т.е. младенец, примерно до года, пока он не в состоянии сжевать какое-то количество хлеба, еще ничего не понимает).
Далее в порядке праздничной трапезы, мы, двигаясь в вышеупомянутых мирах снизу вверх, говорим, что в мире природы первая нижняя ступенька - это мир "делания"; и, соответственно, в духовном мире самая первая ступенька - это правосудие,"дин". Поэтому, начинают с того, что берут какой-нибудь из плодов группы, соответствующей нижнему миру, то есть, из тех плодов, у которых есть несъедобная кожура, например, орех, и едят его (произнося, соответственно, благословение "на плод дерева").
Затем, мы переходим от осени к следующему сезону - к зиме, и это соответствует "олам йецира" - "миру созидания". И второй бокал соответствует празднику посадок, саженцам. Полагается в бокал белого вина капнуть немного красного вина - слегка подкрасить. Это соответствует зиме, когда еще все в холоде и спячке, но изнутри, исподволь, уже проявляются какие-то первые признаки пробуждения: почки начинают набухать, а в наших краях даже некоторые деревья цветут. В отношениях между людьми этот второй бокал, второй пласт, соответствует такому важнейшему качеству, как "совланут" - "терпимость". Сказали наши мудрецы, что так же, как лица людей несхожи друг с другом, точно так же и их мнения отличаются одно от другого. Так же, как я не полезу в драку с человеком из-за того, что у него другие черты лица, так же должно быть естественным и то, что человек может думать не точно так же, как я, он может придерживаться своего мнения. И это качество терпимости необычайно важно.
После этого второго бокала читаются соответствующие отрывки. Мы говорим, что этот второй слой соответствует в мире природы миру созидания, а в мире духа основное его качество - это "эмет" - "истина". Этому среднему уровню соответствуют плоды, у которых внутри есть несъедобная косточка. Самый типичный экземпляр - это финик.
По поводу финика известно много стихов Танаха, где упоминаются финики. На протяжении субботы несколько раз читают стих: "Праведник расцветет, как финиковая пальма". Сюда же относятся маслины, которые занимают некоторое особое место, потому что народ Израиля сравнивали мудрецы с разными плодами, но сравнение с маслинами, пожалуй, самое глубокое. И говорится так, что маслины сначала отбивают палкой, потом их жмут прессом, их кромсают, и в результате они дают великолепное масло. Так и народ Израиля. Над ними всячески "работают" идолопоклонники, окружающие народы, их бьют, и режут и жгут, и в результате мы даем то, что призваны дать, - порождения народа Израиля в этом мире, как в физическом, так и в духовном.
И, наконец, высшему уровню соответствует "олам брийа" т.е. те плоды, у которых все съедобно. К таким плодам относится инжир.
Надо сказать, что плодовые деревья дают нам много очень важных уроков. Проф. Шалом Розенберг, проводивший седер Ту би-Шват у нас в Маханаим несколько лет назад, очень красиво описывал эти уроки "дерева". Он говорил, что во-первых, с точки зрения чисто прогматической, человеку стороннему кажется очень неэкономным и даже неким транжирством со стороны плодового дерева тратить столько энергии на то, чтобы кого-то снабдить такими сочными и сладкими плодами. Конечно, мы знаем, что с точки зрения выживания это тоже важно: если не будет вкусных плодов, то никто не станет разносить семена. Но- тем не менее во всем должна быть мера. И в этом смысле плодовые деревья дают нам прекрасный образец того, как хорошо не быть эгоистом и думать не только о себе: сам растешь и других угощаешь плодами. Дело в том, что человек должен в себе преодолевать один главный недостаток - страшный, укорененный в нем эгоцентризм, когда человек не способен выбраться за пределы того, что все сводится к формуле: "я здесь и сейчас". Идея, что "после нас - хоть потоп", очень понятна на уровне детской психологии. Но мир существует благодаря безумцам, которые думают не только про то, что сейчас. Человек, который проголодался и съел все запасы,- он по крайней мере сажает у себя в огороде картошку или морковку. Человек, который думает не только на недели и месяцы, но на годы вперед - он сажает деревья. И, если сделать следующий шаг, то можно сказать, что человек, который думает на поколение вперед, занимается воспитанием, что является не всегда благодарной и не всегда легкой работой. И деревья прежде всего, дают нам урок того, что "не только я"; и второе, что "не только сейчас"; и третье, что "не только здесь".
Следует отметить, что у деревьев есть два новых года-это первого Тишрей- Рош hа-Шана, общий новый год: для человека и для всего мира, и это новый год также и для саженцев, насаждений (посадок). А с другой стороны, для плодовых деревьев - для их урожая новый год в Ту би-Шват. Почему это так? Прежде всего, надо понять, где кончается саженец и начинается дерево? Это вопрос глубокий и интересный, и не только философский ( в частности, мы в Талмуде встречаем некоторые законы, которые отличаются для участка, на котором растут саженцы, и для участка, на котором растут деревь). Рав Ш. Раппопорт, в одной из лекций, высказал точку зрения,что разница между саженцем и деревом это, как у человека разнмца между отрочеством и взрослением. То есть, переход от статуса саженца к статусу дерева - это переход от состояния "только принимающего" к состоянию "дающего". Зрелость у дерева подобна зрелости человека. Зрелость человека состоит в том, что он перестаёт быть только получателем. То есть он чего-то хочет, планирует и становиться способным что-то давать другим. То же самое происходит и с плодовым деревом. Ту би-Шват - это переломный момент посреди зимы, и это не только в природе, но и во всех мирах, и в сфере духа и в сфере человеческих отношений. И это переход от состояния саженца, которого нужно пеленать, подкармливать, поливать, и который является чистым объектом заботы, получения, - переход из этого состояния в состояние того, кто готовится к колоссальной важности "прыжку", он наливается соками для того, чтобы начинать давать плоды, то есть, переход к состоянию взрослого дерева.
Сказано в книге Дварим, в законах о том, как надо себя вести при осаде неприятельского города, что при осаде города запрещено срубать плодовые деревья. И Тора приводит обоснование, почему это запрещено. Говорится: "Человек ли плодовое дерево, чтобы встать и уйти из-под топора?"- поэтому его следует беречь. Но это простой смысл, Мидраш же читает эти слова иначе: "Человек ли плодовое дерево" - не как вопрос, даже риторический, а как прямое утверждение, что человек - это плодовое дерево, полевое дерево, и между ними есть важная параллель. Поэтому, так получается, что в нашем народе празднование Ту би-Швата все больше перерастает из его исходного установления как даты довольно узкого и прикладного значения в очень глубокий праздник связи народа с Землей Израиля. И сегодня, мы надеемся, происходит такая глубокая вещь, как переход в состояние, когда человек понимает, что он не просто околачивается в этом мире и рассчитывает только получить от него, а что он готовится стать "взрослым деревом", которое влияет на что-то, что происходит в этой стране и во всем мире, и которое готово предложить свои плоды не только самому себе. Пусть же этот праздник будет началом всего хоршего для нас и для всего Израиля и для всего мира!
Контрольный вопрос:
КВ-6. Выделите в данном описании празднования Седер Ту би-Шват основные моменты, а также дополнительные моменты и идеи.
6.Обычай сажать деревья в Тy-би-Шват.
(1) Тора об обязанности сажать деревья в Земле Израиля
В Тy би-Шват принято сажать деревья. Это сравнительно новая традиция, введенная в 1884 годy, в начале освоения Эрец-Исраэль сионистами "первой алии"; однако важность посадки деревьев постоянно подчеркивается в еврейской традиции. В Торе (Левит 19:23) сказано: "Когда войдешь в Землю Израиля, и посадишь дерево..." - то есть каждый еврей, поселившись в Святой Земле, обязательно должен посадить дерево. Мидраш объясняет, что даже если ты видишь много растyщиx деревьев, ты все равно обязан иx сажать, ибо посадка дерева - это действие, посредством которого человек подражает Всевышнемy и приближается к Немy: как Всевышний посадил Сад Эденский, так и человек должен сажать сады. В жизни есть много дрyгиx важныx дел, например, строить дома; но человек не обязан, придя в Израиль, сам строить дома - достаточно того, что это делают дрyгие. Сажать же деревья человек обязан сам, несмотря на то, что многие также сажают деревья. Мидраш говорит о том, что если человек сажает дерево и емy вдрyг сообщают, что пришел Машиаx (Мессия), то человек обязан сначала закончить посадкy дерева, и только потом пойти поприветствовать Машиаxа. Посадка деревьев - действие на бyдyщее, а приxод Машиаxа - процесс достаточно длительный, и поэтомy не следyет с приxодом Машиаxа все бросать и ничего больше не делать. Наоборот, надо посадить дерево, которое много лет бyдет плодоносить, а потом идти встречать Машиаxа.
(2) Расцвет Страны Израиля - признак приближающегося избавления
Когда первые еврейские поселенцы в начале сионистского движения приеxали в странy Израиля (в конце 19 - начале 20 вв.), то они нашли странy разрyшенной и пyстой. Большая часть страны была заболоченной, дрyгая являла собой пересоxшyю пyстыню, и страна с трyдом могла прокормить своиx немногочисленныx обитателей. Евреи смогли кyпить только самые неyдобные малопригодные для сельского xозяйства земли в Стране Израиля, но они были преисполнены желания обновить странy праотцев для еврейского народа, чтобы он мог возвратиться в нее.
Все "трезво мыслящие экономисты" предсказывали тогда, что массовая алия невозможна, ибо "столь маленькая и бедная страна не в состоянии вместить так много народа". Но евреи посадили эвкалипты и осyшили болота, посадили леса и провели водy, yстроили поля и фрyктовые сады. Земля расцвела, и yрожая - так же, как в древности, - стало xватать на всеx. Земля Израиля xранила верность еврейскомy народy, она не давала yрожая чyжеземцам, которые лишь временно владели ею. В Талмyде наши Мyдрецы сказали: "Нет признака приближающегося мессианского избавления ("геулы") более очевидного, чем расцвет страны Израиля, как сказано y пророка Иеxезкиэля (36:8): "А теперь, горы Израилевы, вы ветви свои распyстите, ибо ваши плоды бyдете приносить народy Моемy, Израилю, ибо вот он приближается. Ибо вот Я к вам обращyсь, и бyдете вы возделаны и засеяны... И yмножy на вас людей и скот, и они бyдyт плодить и размножаться, и заселю вас, как прежде, и облагодетельствyю более, чем раньше, и yзнаете, что Я - Господь".
Поэтомy многие религиозные сионисты считают нынешний сельскоxозяйственный расцвет Земли Израиля важным yказанием на то, что мы действительно живем в эпоxy начала процесса мессианского избавления.
Контрольные вопросы:
КВ-7.Является ли посадка деревьев в Стране Израиля выполнением Заповеди Торы (де-Орайта), или же это постановление мудрецов (де-Рабанан), или же это обычай (Минhаг)?
КВ-8. Как вы считаете, в связи с приведенными выше текстами, что означает термин "Геула" ("Мессианское Избавление", "приход Машиаха")?
7. Экология.
Экологическим проблемам уделено немало места в еврейской традиции, а Ту би-Шват исключительно подходит для их обсуждения. Один из аспектов данной проблемы мы находим в нижеследующем отрывке.
П.Полонский. "Экологическая идея" в Торе (из книги "Две истории Сотворения Мира")
Итак, "и поместил Господь Бог Адама в Саду Эденском, чтобы Адам обрабатывал Сад и охранял его" (Бытие 2:15).
И после того, как мы разобрали, в чем именно состояла работа Адама в Саду Эденском, перейдем теперь к его второй задаче - охране Сада. От кого Адам должен был Сад охранять? От животных? От Змея? От стихийных бедствий? От кого должен был Адам защищать Сад в том идеальном мире, который был создан Всевышним и где, казалось бы, Саду никакая опасность не угрожает?
Вопрос этот поначалу может удивить нас, но, задумавшись, мы быстро поймем, что ответ на него очевиден. Действительно, кто реально был способен разрушить Сад и кто, в конце концов, сделал это? Очевидно, это был сам Адам. Иными словами, человек должен был охранять Сад (а ведь Сад - это весь мир) прежде всего от себя самого. Именно Адам, как это следует из рассказа Торы, является главным источником опасности для мироздания; он - главный потенциальный разрушитель; и одна из важнейших заповедей, данных нам Богом - это необходимость охранять мир от разрушительного влияния человека.
Идея того, что человек должен очень внимательно следить за тем, чтобы не разрушить окружающий мир, - ибо именно человек, срывая запрещенный плод, разрушает мир (на языке Книги Бытия: "ведет к изгнанию из Сада"), - является "экологической идеей" Торы. Важность экологии и защиты окружающей среды являются, таким образом, важнейшим религиозным принципом.
Однако, как и любая другая положительная ценность, экологическая идея должна быть уравновешена иной, как бы "противоположной" идеей, она должна быть включена в общую равновесную структуру ценностей, она не должна быть абсолютизирована. Бог заповедует человеку не только "охранять Сад", но и "обрабатывать его". Он заповедал нам "властвовать над землею и преобразовывать ее" (Бытие 1:28). Талмуд рассказывает историю о том, как однажды спросил у рабби Акивы эллинистический философ: "Чьи дела лучше - дела Бога (т. е. созданное природой) или дела человека?" Ответил ему рабби Акива: "Что ты предпочитаешь есть на обед: испеченный хлеб или сырые зерна пшеницы?"
Иными словами, иудаизм поддерживает умеренную экологическую идею: положительно оценивающую сам факт технологической власти человека над миром, но настаивающую при этом на защите и сохранении окружающей среды. Если же правильная "искра" экологической идеи абсолютизируется, то ее результатом является крайний экстремистский экологизм, превозносящий естественность и нетронутую природу и жаждущий по возможности устранить все "искусственное" вмешательство человека в мир. Движение "зеленых" (защитников окружающей среды) замечательно, когда оно является интегральной частью многоцветного спектра. Но когда этот цвет подавляет все остальные, то тогда он становится ядовито-зеленым. В социальном же плане параллелью "абсолютизации природы и естественности" является идеализация "человека от сохи", "кухарки, управляющей государством" и прочие анти-интеллектуальные концепции, глубоко враждебные иудаизму.
При этом, отрицая экстремистский экологизм, нам следует еще раз подчеркнуть, что умеренный экологизм очень важен и позитивен. Экологии уделено большое место не только в Торе, но и в Талмуде и в последующих законодательных кодексах иудаизма. Есть особые законы, запрещающие без крайней нужды вырубать деревья, охотиться на животных ради развлечения или другим образом разрушать природу. В Талмуде большое место уделено также, например, законам защиты человека от вредного воздействия отходов промышленных предприятий - законам, по своей строгости иногда даже превосходящим современное законодательство. Иными словами, в иудаизме существует хорошо разработанная база для того, чтобы раввины могли бы возглавить движение в защиту окружающей среды.
Могли бы, но отнюдь не возглавляют. Это приходится констатировать с большим сожалением. Ведь если бы они взялись за это, то тогда и окружающую среду защищали бы гораздо лучше (высокую эффективность религиозной поддержки вполне "мирских" ценностей мы можем увидеть на множестве примеров как еврейской, так и общечеловеческой истории). Да и религия, осуществляя на практике эту важнейшую Божественную заповедь, сумела бы полнее реализоваться (и ,кстати, поднять свой авторитет в обществе).
Однако на сегодня религиозные круги в Израиле практически, к сожалению, не действуют в области экологии. И главная причина этого в том, что все мы по привычке, вынесенной из галута, продолжаем по инерции считать, что религия является внутренним делом человека, что она должна заниматься выполнением заповедей исключительно на индивидуальном уровне. Но наша жизнь в Эрец-Исраэль, возрождение еврейского государства и всего национального организма неизбежно возрождает и общенациональные заповеди, и экология - одна из них. От того, насколько быстро иудаизм сможет возродить в себе активное соблюдение общенациональных заповедей, зависит будущий характер Государства Израиль и вся наша жизнь в нем. Помочь иудаизму сделать это - одна из наших задач.
http://www.machanaim.org/kurs/moadim/15-tu-bsh.htm