בסייד


шалом

День 146. Конструктивный результат

27 швата - 28 ава


"Сефер Хафец хаим"

Конструктивный результат

В предыдущий день (День 145) мы учили: передавать рехилут с конструктивной целью следует только бескорыстно, с чистым намерением - спасти от ущерба. Именно это отличает человека с чувством ответственности от сплетника.

Однако одной чистоты помыслов мало. Если говорящий не уверен, что сообщение даст желаемый результат - он виноват в сплетне.

Например, человек дает совет друзьям, которые подверглись или подвергаются физическому или психологическому насилию в семье, в обществе или на работе. Иногда жертва не осознает серьезности проблемы или не понимает, кто за это несет ответственность. Разъяснить это человеку и посоветовать, как поступить с другой стороной, будет истинным проявлением доброты, мицвой.

Но в ситуации, когда у жертвы не хватает мужества защитить себя и очевидно, что она не сделает ничего или почти ничего, чтобы улучшить свое положение, тогда называть ей виновника ее страданий запрещено, это сплетня. К сожалению, если человек сознает ситуацию смутно, лучше не доводить ее до его сознания, если вы понимаете, что

он не сумеет правильно воспользоваться этим знанием.


"Сефер Шмират а-лашон"

Исцеление болезни

Человек должен постараться искоренить в своем характере недостатки, порождающие злословие, и заменить их качествами, которые улучшают межличностные отношения.

Все вышесказанное, по существу, опирается на мудрость Мишлей (21:23): «Кто бережет уста и язык, хранит свою душу от страданий». Почему царь Шломо акцентирует возможное наказание? Почему не говорит о безмерном вознаграждении, как сказано: «Кто человек, желающий жизни, любящий долголетие, чтобы видеть добро? Береги свой язык от зла...» (Теилим, 34:13)?