Тонкий намек. Недельная глава Торы «Ки Тиса»

Нахум Пурер



Б-г велит, чтобы каждый мужчина от 20 лет и старше сдал полшекеля серебра для «искупления души» и подсчета численности народа. Затем Он дает указание изготовить медный умывальник для храмовой службы коэнов.


Приведена формула масла для помазания, которым будут освящаться Мишкан (передвижной Храм), его обстановка, а также священники-коэны. Перечислены компоненты благовоний для воскурения на малом жертвеннике. Бецалель и Охолиав возглавят работы по строительству Мишкана. Cынам Израиля вновь заповедано строго соблюдать шаббат. Моше получает две каменные скрижали с высеченными на них Десятью заповедями. Тем временем в стане иноплеменников, примкнувших к евреям при Исходе, начинается паника: им кажется, что срок возвращения Моше с горы Синай миновал, — и «мы не знаем, что с ним сталось». Вместе с некоторыми евреями они требуют назначить нового вождя и вынуждают Аарона изготовить Золотого тельца. Б-г велит Моше немедленно вернуться в стан, грозя уничтожить всех евреев и произвести от пророка новый народ. Увидев оргию идолопоклонства, Моше разбивает скрижали, затем уничтожает тельца и вместе с левитами наказывает зачинщиков массового идолопоклонства. Вернувшись на гору, он молит Б-га пощадить провинившийся народ. Молитва принята. Моше собирает Мишкан и просит Б-га показать «Славу свою» — механизм управления миром, но эта просьба выполняется лишь частично. Б-г велит Моше высечь новые скрижали и сообщает ему текст универсальной молитвы, пробуждающей милосердие с Небес. Евреи получают дальнейшие указания: им нельзя заключать соглашения с язычниками в Эрец-Исраэль и родниться с ними; запрещено также смешивать мясные и молочные продукты в еде. Приведены законы Песаха; описан порядок посвящения Б-гу первенцев из скота и первинок урожая, а также выкупа сына-первенца. Б-г снова напоминает о святости шаббата и велит отмечать праздники Шавуот и Суккот. Когда Моше спускается с горы, неся вторые скрижали, его лицо светится изнутри – результат прямого общения с Б-гом.


* * *


«И стал умолять Моше Б-га..: «Отступись от гнева Твоего и передумай – не губи народ Свой! Вспомни Авраама, Ицхака и Исраэля, рабов твоих…и Ты говорил им: «Умножу потомство ваше, сделав его многочисленным, подобно звездам небесным»… (32:11-13).


Упоминая праотцев, Тора почти всегда называет по их основным именам: «Авраам, Ицхак и Яаков». Почему же в данном эпизоде она заменила Яакова на Исраэль?

Ответ таков. Пытаясь умиротворить Б-га после трагической истории с Золотым тельцом, Моше сказал Ему, что нельзя уничтожить евреев, потому что Он сам обещал праотцам, что произведет от них великий народ.

Б-г возразил, что это обещание все равно будет выполнено: уничтожив грешников, Он создаст новый народ, и основателем этого народа станет не кто иной, как Моше, Его любимый пророк.


Тогда Моше напомнил Творцу, что, поменяв имя Яакова на Исраэль, Он одновременно обещал ему: «Народ и целое братство народов произойдут от тебя…» (Берешит, 35-11).


Комментаторы говорят, что «народ» – это еще не родившийся к тому моменту Биньямин, младший сын Яакова, а «братство народов» означает Менаше и Эфраима, будущих сыновей Йосефа.

Если бы Всевышний уничтожил евреев (не дай Б-г!) и через Моше-рабейну выполнил обещание, данное праотцам, это выполнение было бы неполным. А как же колена Биньямина и Йосефа, «народ» и «братство народов»? Получается, что Б-г не мог восстановить еврейский народ с нуля, через Моше и его потомков.

Вот почему Моше упомянул в этот критический момент имя Исраэль: надо было напомнить Б-гу о той клятве, которую Он дал Яакову, когда менял его имя на «Исраэль».


Слова на сердце


«И сказал Б-г Моше: «Выруби себе две скрижали из камня, такие же, как первые (скрижали)…» (34:1).


Если бы вам предложили на выбор: стать Ковчегом Завета, где хранятся свитки Торы, или чернилами, которыми написана Тора, — что бы вы предпочли?

После того, как еврейский народ услышал Десять заповедей, стоя у подножия горы Синай, Моше-рабейну взошел на эту гору, чтобы получить всю остальную Тору от Всевышнего. Он пробыл там сорок суток и вернулся 17 тамуза, в день, ставший впоследствии одним из самых скорбных в еврейском календаре и отмечаемый постом в память о гибели Иерусалимского Храма.

Две скрижали, которые держал в руках Моше, вмещали в себя не только Десять заповедей, но и всю Тору, Письменную и Устную: ТАНАХ, Мишну, Талмуд, Агаду — короче, все необходимое для детального и неукоснительного выполнения указаний Творца. Например, в первых скрижалях можно было найти не только указание накладывать тфилин, но и их подробную характеристику и описание изготовления. На этих двух каменных посланиях перечислялись все детали соблюдения шаббата и кашрута. Вся Устная Тора, полученная затем пророком, изначально размещалась на первых скрижалях.

Когда Моше спустился с горы и увидел людской хоровод у возведенного на пьедестал Золотого тельца, слова, высеченные Б-гом на камне, унеслись обратно в небо. Скрижали отяжелели, выпали из рук Моше и разбились.

Это произошло из-за того, что улетевшие слова составляли Устную Тору, и в руках пророка осталась «тяжелая» Тора, Письменный Закон. Этот закон повелевал носить тфилин, но он не пояснял, как это правильно делать. Тора стала «тяжелой», потому что в ней оказалось много непонятного, необ­ъясненного. Детали, подробности, комментарии, притчи – живая плоть иудаизма – обрели крылья и умчались вверх, к своему Источнику.

Вначале Б-г хотел истребить евреев, но затем, благодаря заступничеству Моше, простил им предательство, их поклонение идолу, и в Йом-Кипур, десятого числа месяца тишрей Моше принес с горы вторые скрижали. В отличие от первых скрижалей, изготовленных Б-гом, эти камни были высечены самим Моше. На первый взгляд, их ценность понизилась, но в действительности благодаря им еврейский народ приобрел новый, более высокий статус.

Поскольку первые скрижали содержали всю Тору, евреи и Тора представляли собой две разные сущности. Народ Израиля должен был хранить и беречь Тору. Такой была его задача – служить вместилищем Писания, подобно шкафу «арон а-кодеш» в синагоге, где хранится «сефер-Тора», священный свиток.

Вторые скрижали содержали не всю Тору. Б-г начертал на них только Письменный Закон. Детальные инструкции и разъяснения были получены Моше в виде Устной Торы, словесной традиции, передаваемой из уст в уста, от учителя – ученику.

До греха поклонения тельцу Тора была целиком написана на скрижалях. Вторые скрижали оказались «недописанными»: часть Торы была высечена не на них, а прямо в сердцах и умах самого еврейского народа.

Получив вторые скрижали, мы перестали быть всего лишь защитной оболочкой, слепым вместилищем Б-жественной истины. Мы сами стали частью Торы. Мы превратились в пергамент, на котором записана и до сих пор пишется Тора, в чернила вечности, священные письмена, высеченные в наших сердцах и умах и передаваемые от ребе к талмиду, по неразрывной цепочке поколений.

Зайдя в синагогу, посмотрите на изображение скрижалей с Десятью заповедями над «арон а-кодеш». Вы увидите, что верхушки скрижалей закруглены. Странная форма. Мудрецы Талмуда говорили, что скрижали имели вид куба. Ни один классический еврейский источник не дает других вариантов. Откуда же взялись эти закругления?

Еще раз внимательно посмотрите на скрижали. Да, они похоже на сердце — еврейское сердце, на котором Сам Творец высек навечно Свои бессмертные слова.