Шпаргалки, почтовые голуби, открытые платья и критические замечания





Здравствуйте, уважаемый раввин!


У меня накопилось несколько вопросов, поэтому постараюсь их сформулировать лаконично здесь.


1. Является ли списывание со шпаргалки в университете на экзаменах по очень тяжелым предметам (где 90-97% людей приходят со шпаргалками) "созданием ложного представления" (на иврите: "гневат даат бриёт") и поэтому действием запрещённым?


2. Можно ли в шаббат как средство связи использовать подготовленного заранее почтового голубя?


3. Летом в нашем городе местные девушки одеваются на пляж и на улицу почти одинаково. Каким образом соблюдать "шмират эйнаим" (в переводе с иврита: оберёг своих глаз) или, возможно, лучше до холодов не выходить на улицу?


4. Если светская еврейка в синагогу придет в очень открытом платье, как ей тактично намекнуть, что одежда месту не соответствует, либо пусть и продолжает так делать?


5. Если человек, делающий другому замечание, сам не всегда соблюдает то, за что укоряет другого, следует ли ему об этом напомнить?


Заранее спасибо.


Ronnie

Республика Беларусь



Поскольку Вы приложили усилия, чтобы лаконично сформулировать свои вопросы, то и я постараюсь дать лаконичные ответы на каждый из них. Хотя в принципе, напомню, всегда прошу ограничиваться одним вопросом.


1. Если люди знают, что этот человек — религиозный еврей, ему нельзя пользоваться шпаргалками. Даже если так поступают 90 процентов студентов университета, в котором он учится.


Если же речь идет о нерелигиозном еврее — он может брать с собой на экзамен шпаргалки, если широко известно (и считается правдой), что это делают более двух третей студентов данного учебного заведения.


При этом, разумеется, не следует забывать, что использование шпаргалок квалифицируется как недостойное поведение.


2. Нельзя.


3. Вы живете в стране с определенными, сложившимися к данному времени обычаями в манере одеваться. И нам не следует сосредотачиваться на том, как живут и что надевают другие люди. У нас нет задачи заниматься воспитанием нееврейского населения.


Ходите по улицам, не заглядываясь на окружающих, и думайте о своем. Только будьте внимательны, когда переходите улицу.


4. В первый раз ей ничего не надо говорить. Если же эта девушка придет в синагогу в очень открытом платье во второй и третий раз, возможно, имеет смысл с ней поговорить. Но только — улыбкой и искренней доброжелательностью. И сделать это надо кому-то из женщин.


5. Если речь идет о Вашем товарище, и вы оказываете друг другу поддержку и помощь в духовном развитии, с ним можно доброжелательно поговорить. Если же это для Вас, в общем-то — посторонний человек, обсуждать с ним данную тему не надо. И ни о чем не надо ему напоминать.

И лишь в том случае, если этот человек действительно очень уж часто «пристает» к другим с замечаниями и т.п. — с ним нужно поговорить, посоветовав больше внимания уделять собственному духовному росту.


Автор текста Элиягу Эссас