Недельная глава «Ваикра» («И призвал»)

В эту субботу начинают читать третью книгу Торы – Ваикра. Название главы, как и название книги, Ваикра. Глава рассказывает о различных видах жертвоприношений – ола, минха, шламим, хатат, ашам - и о различных видах мучных жертв.


"Подарок Всевышнему"


Раввин Бенцион Зильбер


В нашей недельной главе говорится о жертвоприношениях. Есть жертвоприношения обязательные, например, хатат: человек, согрешивший по ошибке, обязан принести за свой грех жертву хатат. Но есть и другие жертвоприношения, необязательные — ола, шламим. О них сказано: «Когда кто из вас [хочет] принести жертву Господу...» и далее описывается, что следует делать.

Возникает вопрос: почему были даны необязательные заповеди? В чём здесь желание Всевышнего? В повелениях перечислены те действия, которых Всевышний желает от нас, в запретах — те действия, которые Ему отвратительны. А что же с «факультативными» заповедями? Если Всевышний желает, чтобы мы их выполняли, почему в Торе не сказано, например, что каждый человек раз в два месяца обязан приносить жертву шламим?

Итак, в чём смысл и содержание необязательных заповедей? (Вопрос задал Рав Каневский — Стайплер). Одна из заповедей, данных нам Б-гом, — любить Б-га. А, как говорят, «сердцу не прикажешь». Кто-то горит любовью к Всевышнему, а у кого-то сердце, как камень, ничего не ощущает. Наши мудрецы указали несколько путей пробудить в себе любовь к Б-гу. Рамбам в Сефер а-Мада пишет, что поможет созерцание природы, постижение её величия, удивительной, великой мудрости, выраженной в ней.

Удивительна сложность органов любого живого существа, удивительно взаимодействие этих органов, да и то, что при необходимости один зачастую восполняет функции другого. Удивительна гармония животного и растительного мира, удивительно соответствие органов зрения, слуха каждого живого существа месту его обитания, даже его цвета. Поразительная красота природы. Когда человек выключается из повседневной беготни и суматохи и смотрит на природу, старается прочувствовать сердцем её величие – это пробуждает в нем любовь к Тому, Кто создал все это великолепие.

В Сефер а-Мицвот Рамбам пишет: углубление в заповеди Б-га, в удивительные законы Торы, углубленное изучение Торы пробуждает в человеке любовь к Б-гу. Рабейну Бахья в своей книге Ховот а-Левавот говорит о другом пути. Человеку следует задуматься о всём добре, которое сделал ему Всевышний, о самых простых вещах: о том, что мы обладаем зрением, слухом и т.д., о том, что у нас есть пропитание. Рабейну Бахья приводит такой пример.

Сравним двух мальчиков, растущих в одной семье. Одного подобрали на улице, когда он был бездомным, взяли в дом, начали заботиться о нём. Другой – сын хозяев дома, родился в этой семье. Кто ощущает бóльшую благодарность к хозяевам? Конечно, приёмыш. Сын принимает заботу, тепло, пищу, кров как должное, как то, что положено ему по праву. Мы не ощущаем, насколько велика милость Всевышнего к нам, поскольку привыкли к ней, считаем, что всё так и должно быть. Чтобы ощутить благодарность и любовь к Всевышнему, стоит прочувствовать, что все могло бы быть совсем по-другому.

Есть и еще путь. Сказано в мидраше Дэрех Эрец Зута: «Хочешь любить ближнего? Старайся делать ему добро». Когда мы любим кого-то, мы стремимся делать приятное тому, кого любим. Верно и обратное: если мы заботимся о ком-то, делаем ему добро, то начинаем его любить. Чем больше делаем для кого-то, тем больше его любим.

Рав Деслер приводит пример. Во время войны члены одной семьи оказались разлучены: отец с сыном остались по одну сторону фронта, а мать по другую. Когда семья воссоединилась, оказалось, что любовь отца к сыну глубже, чем любовь к нему матери, т.к. отец заботился о нём всё это время. Известно, что человек больше «пробуждается» от действий, которые совершает добровольно, по воле своего сердца, чем от тех действий, которые он совершать обязан. Возможно, именно для этого Тора и дала нам необязательные заповеди: чтобы, действуя по желанию своего сердца, человек смог пробудить в себе любовь к Б-гу, сделать «подарок» Всевышнему.


© Толдот Йешурун

Телефон: (972)-25-400-005

Факс: (972)-25-400-946

E-mail: info@toldot.ru

P.O.B. 23156

Jerusalem 9123101 Israel