Уважаемый рав Эссас!


Прочитав Ваш ответ о полученной Вами смихе, в очередной раз убедилась в Вашем высоком уровне знаний и достоинстве (это не комплимент, а констатация фактов).


В силу этого, если у Вас найдется время, может быть, Вы разъясните мне давно интересующий вопрос по поводу женщин и авдалы. Я всегда думала, что женщины не пьют на авдале, так как в хасидской общине никогда этого не видела, и меня очень интересует, почему. В свою очередь, мой рав (сфаради), когда я задала ему этот вопрос, очень удивился этому факту. Так же я столкнулась с мнением, что женщина (если сама делает авдалу из-за отсутствия мужчины) не говорит борей морей аэш.


Как, у кого и почему на самом деле?


Спасибо.


Двора



Dvora


Вначале — о самом понятии «Авдала». Точнее — hавдала. На русском часто пишут — Авдала, потому что в нем нет буквы, обозначающей звук, который на иврите передается буквой hей.


В переводе это слово означает — «разделение». Имеется в виду отделение дня особой духовности (шаббат или праздник, установленный текстом Торы) от дней будничных.


Авдалу делают после того, как субботний или праздничный день заканчивается — когда на небе появляются звезды, не ранее.


Отметим этапы проведения (после шаббата) процедуры Авдалы:


1. Подготовка к процедуре. Ставят на стол вино (или виноградный сок), коробочку с пряностями или пахучими травами (на иврите — бесамим) и специальную свечу, у которой — не менее двух фитилей.


2. Наливают вино в бокал.


3. Держа бокал в руках, произносят несколько фраз из Танаха, которые содержат добрые пожелания присутствующим и всему народу.


4. Произносят благословение (бераху) на бокал вина, благодаря Всевышнего за то, что сотворил сок виноградной лозы. Вино на этом этапе не выпивают.


5. Поставив вино на стол, и взяв в руки коробочку с бесамим, произносят специальную бераху (благословение) на пахучие травы. Дело в том, что на субботние сутки еврей получает, условно говоря, «дополнительную субботнюю душу», иными словами — особый сосуд для того, чтобы принимать духовность, спускающуюся в мир в шаббат. Когда суббота заканчивается, субботняя душа покидает человека, оставляя его с ощущением некой «духовной слабости».


Когда человек вдыхает аромат трав или пряностей, а перед этим произносится благословение, все это вместе в определенном смысле компенсирует «внезапную слабость».


6. Далее произносят бераху на свечу. Необходимо, чтобы пламя было, как минимум, «двойным» (бывают свечи, предназначенные для Авдалы с тремя и более фитилями). Если специальной свечи нет, можно воспользоваться двумя обыкновенными свечами, взяв их в руку так, чтобы верхние части были соединены друг с другом, сблизив фитили. Это усиливает пламя и свет от него.


В берахе говорится о сотворении возможности усиления света (меорей hа-эш).


Необходимость произнесения этого благословения связана с тем, что после «первой субботы», которой завершилось Сотворение мира, Небесный Свет как бы уменьшился. Ведь после того, что произошло с Адамом и Хавой в Ган Эдене, связь человека с Творцом была частично ослаблена. И это означало, что интенсивность Света в нашем мире уменьшилась.


Однако Всевышний изначально в План Творения заложил, так сказать, возможность нашего исправления (тешувы). Так, чтобы, совершая определенные поступки и действия, мы могли увеличивать Свет в мире. Свет на иврите — ор, объект, излучающий свет — маор (во множественном числе — меорим). В благословение на свечу мы благодарим Творца за то, что Он дал нам возможность быть меорей hа-эш, то есть — наделил способностью увеличивать Свет в мире.


Когда эта бераха произнесена, надо поднести руку к свече и согнуть ладонь так, как будто бы мы что-то набрали в горсть — чтобы в образовавшемся внутреннем «пространстве» ладони от света свечи возникла тень. Глядя на эту тень и на освещенные снаружи «горсти» пальцы, мы воочию наблюдаем разделение (Авдала) света и тьмы.


7. Произносят слова о разделении света и тьмы, в том числе — и об отделении времени субботнего дня от дня будничного.


8. Тот, кто совершает Авдалу, выпивает все вино (сок) или большую его часть из бокала.


Для полноты описания подчеркну, что, совершая Авдалу после окончания праздника (не после шаббата), бесамим и свечи не используют. Эти два элемента связаны только с субботой.


А теперь перейдем непосредственно к Вашему вопросу. Отмечу, кстати, что помещенное здесь краткое описание обычаев Авдалы, я составил так, чтобы, хотя бы частично, подготовить читателей к пониманию сути того, что здесь необходимо сказать.


Законы Торы подразделяются на «повелительные» (надо делать так-то и так-то; на иврите — асе) и запретительные (нельзя делать то-то и то-то; на иврите — ло таасе).


Законы категории ло таасе в равной степени касаются и мужчин и женщин. Женщины выполняют также и законы группы асе — за исключением тех, выполнение которых связано с конкретным временем.


Как быть с законами субботы? Ведь в них, казалось бы, фактор времени налицо — законы субботы мы обязаны выполнять только в шаббат (не, скажем, в четверг и не в понедельник).


Ответ на этот вопрос находим в Торе. В Десяти Заповедях (Шемот, гл. 20 и Дварим, гл. 5) нам дана заповедь соблюдения шаббата. При этом в книге Шемот написано — захор («помни», и речь здесь идет о заповедях категории асе), а в книге Дварим — шамор («храни» — заповеди ло таасе).


Заповеди прозвучали на горе Синай один раз. Следовательно, в повеление о шаббате одновременно включены заповеди асе и ло таасе. Поскольку заповеди категории ло таасе касаются и мужчин и женщин, значит, и субботние заповеди асе — тоже.


Какая заповедь группы асе реализуется в субботу?


Это — Кидуш, то есть «освящение», отделение субботы от других дней, когда над бокалом вина в начале субботы произносят определенное благословение. Эту заповедь, как мы уже понимаем, должны выполнять не только мужчины, но и женщины. Продолжение и завершение осуществления заповеди асе, проистекающей из повеления захор (помни день субботний) — заповедь совершать Авдалу. Следовательно, и эта заповедь обращена и к женщинам.


Авдала, — пишет Рамбам (раби Моше бен Маймон, великий Учитель, Испания – Египет, 12 век) в своем великом кодексе Законов Мишне Тора, — это закон Торы.


Иную грань Истины открывают в этом вопросе некоторые другие Учителя. Необходимость совершать Авдалу, — говорят они, — непосредственно вытекает из законов Торы.


На этом нюансе в раскрытии граней Истины и основаны расхождения в обычаях осуществления процедуры Авдалы.


«Женщины должны делать Авдалу, — пишет составитель Кодекса Шульхан Арух, рав Йосеф Каро, — также как и — делать Кидуш» (раздел Орах Хаим, гл. 296).


Сефардские евреи следуют указаниям Шульхан Аруха, и поэтому женщины сами делают Авдалу.


«Женщинам не следует делать Авдалу самим, — пишет рав Моше Иссерлес (Рама) в своих примечаниях к Шульхан Аруху, определяя отличия некоторых обычаев, — но они (должны) выслушать благословения от мужчин». И ашкеназские евреи в большинстве случаев следуют его рекомендациям.


На практике Авдалу делает глава семьи. Если его нет дома, процедуру Авдалы осуществляет его совершеннолетний сын (в возрасте не менее 13-ти лет) или — гость. Если же в доме нет совершеннолетних мужчин, женщина (даже ашкеназская еврейка) делает Авдалу сама.


Этот порядок установлен в уточнениях в комментариях Мишна Берура (к указанной главе Шульхан Аруха) и в постановлениях рава Моше Файнштейна (один из крупнейших «законодателей» 20-го века в области соблюдения заповедей Торы; умер в Нью-Йорке в 1986 году) — в его труде Игрот Моше, к разделу Орах Хаим (часть 4-я, гл. 100), а также — в постановлениях рава Шмуэля Вознера (один из авторитетнейших раввинов современности, живет в городе Бней Браке, Израиль) — в многотомном сборнике его ответов Шевет а-Леви, часть 4-я, гл. 56.


Как мы уже говорили (см. выше), в обычаях Авдалы есть элемент, связывающий ее с той самой «первой субботой», с уменьшением Света, что стало результатом известных событий и ошибки, которую совершила первая женщина Хава.


Поэтому-то женщины, по возможности, «уменьшают» свою роль в осуществлении Авдалы. В частности, если Авдалу делает мужчина — не отпивают вино из бокала.


Но как быть, если женщина дома — одна (или только с маленькими детьми), а, значит, сама должна делать Авдалу? Ведь, произнеся бераху над бокалом вина (или сока), она обязана это вино (или сок) выпить. Ибо нельзя говорить бераху (благодарность) и не сделать то, за что благодаришь.


Ответ прост: в таких случаях женщина пьет вино. А если ей трудно выпить содержимое бокала, ей разрешается лишь «пригубить».


В некоторых кругах сложился обычай, когда женщина (если Авдалу делает она) вообще не произносит бераху на свечу. Ибо слишком велика была роль Хавы (праматери всех женщин) в уменьшении Света в нашем мире. И, хотя те, кто постановил, что женщине не следует произносить эту бераху, нашли для такого решения определенные обоснования (не буду их здесь приводить, ибо эта логическая цепочка слишком длинна), подавляющее большинство женщин это благословение все же произносят. Потому что, если получается так, что на них ложится обязанность совершать Авдалу, то обязанность эта распространяется на все составляющие процедуры, и «сокращать» число ее элементов не следует.


Подведем некий итог.


Лучше всего, чтобы Авдалу делал глава семьи (или совершеннолетний сын, а если в доме есть гости — то гость). При этом вино из бокала женщины не отпивают. Если же, кроме женщины, процедуру Авдалы осуществить некому, она берет эту миссию на себя, делает Авдалу полностью (не пропуская ее составляющих) и отпивает вино (сок) из бокала.

Автор текста Элиягу Эссас