Уважаемые раввины, я понимаю, что есть Бог и что Его надо слушаться, но мне непонятно, действительно ли Богу не все равно, включаю я в Субботу свет или нет? Неужели все эти законы — это только способ найти повод держать человека в страхе и наказывать его?



Отвечает рав Яков Шуб




Большое спасибо за Ваш вопрос. Для того чтобы ответить на него, давайте для начала попробуем определить, что с точки зрения иудаизма представляет собой наказание, посылаемое Вс-вышним. Один из ришоним (ранних комментаторов), Рабейну Нисим (Драшот а-Ран 10) рассматривает этот вопрос и объясняет, что наказание само по себе не может являться самоцелью и рассматриваться как расплата за нарушения, которые человек совершил. Ведь сказано (Ваикра 19:18): «Не мсти и не храни злобу». Соответственно, любое наказание, посланное с Небес, несет в себе особый продуктивный момент, который не всегда может быть понятен для нас.


Существует два вида наказаний: наказание в этом мире и наказание в мире будущем. Цель наказания в этом мире — либо помочь человеку исправить свое поведение, либо предостеречь других людей, чтобы они не подражали поведению грешника.


Однако наказание в будущем мире не может преследовать те же цели. Во-первых, потому что душу после отделения от тела уже нет возможности исправить, а во-вторых, потому что наказание уже не может служить предостережением для других людей, ведь происходящее в будущем мире скрыто от их глаз.


Соответственно, объясняет Драшот а-Ран, наказание в будущем мире — это естественное страдание души. Подобно тому, как в этом мире человек, который нанес себе увечье, испытывает боль и страдание, так душа в будущем мире испытывает боль и страдание из-за прегрешений, совершенных человеком в этом мире.


Хофец Хаим в предисловии к своей книге Шмират а-Лашон, основываясь на словах Рава Хаима Виталя в Шаарэй Кдуша, пишет, что тело человека уподоблено его душе. У души есть 248 духовных органов и 365 духовных жил, и в теле человека имеется 248 органов и 365 жил, в сумме 613. Их число не случайно, оно соответствует 248 предписывающим и 365 запрещающим заповедям, которые дал нам Вс-вышний. Каждое повеление и каждый запрет соответствует определенному органу. Есть заповеди, связанные с руками человека, и есть заповеди, связанные с его ногами. Получается, что, исполняя в этом мире ту или иную заповедь, человек «питает» соответствующий орган и дает ему духовную силу.


Верно и обратное. Если человек не выполнит какую-либо из возложенных на него заповедей или нарушит какой-либо запрет и не раскается, то в конечном итоге в будущем мире его душа останется без «духовного органа», соответствующего данной заповеди, и, безусловно, будет страдать от этого.


Всевышний создал как этот мир, так и будущий. Сложная и продуманная до мелочей структура Творения отражает глубину замысла Всевышнего, который чаще всего скрыт от нас. Всевышний также обусловил определенные физические и духовные законы и правила, по которым действует Творение. Об этих законах и правилах Он сообщил нам в Святой Торе. Поэтому Еврейский Закон (Галаха) занимается определением и описанием этих правил или, иначе говоря, отражением объективной реальности. Соответственно, так же, как человек понимает, что для продолжения жизни организм должен получать необходимое питание: белки, углеводы, минералы, витамины и т.п., он должен понимать, что его душа нуждается в духовном «питании», а именно Торе и заповедях.


Поскольку, как было сказано, Еврейский Закон является отражением объективной реальности, вопрос «Действительно ли Б-гу не все равно, включу я в Субботу свет или нет?» неуместен так же, как вопрос «Действительно ли Б-гу не все равно, съем я мухомор или нет?». И то, и другое является ядом — одно для тела человека, другое — для его души.


Понимание этого помогает нам быть более осторожными. Хозяйка, у которой на плиту попало средство от тараканов, приложит все усилия, чтобы понять, попало оно также в пищу или нет. Она не будет успокаивать себя рассуждениями наподобие следующего: «Ведь это всего лишь средство от тараканов, кто сказал, что оно вообще действует на людей? И скорее всего его было очень мало…». Точно так же и хозяйка, у которой на плиту, где готовятся мясные блюда, разлилось молоко, должна приложить максимальные усилия, чтобы выяснить, пригодны ли теперь эти блюда в пищу.


С уважением, Яков Шуб