— В феврале приехали из Америки на ПМЖ в Израиль. В Песах с трудом отвыкали от двух седеров и вообще, что праздник один день, а не два. И также Шавуот один день, а не два. Привыкли. А сейчас выяснилось, что Рош Хашана снова два дня — в Израиле! Мы окончательно запутались.


Кирилл и Аня Галинские,

Герцлия, Израиль


— У всех праздников, о которых говорится в Торе, есть точные даты (разумеется, по еврейскому календарю). В эти дни их и надо отмечать.


Например, Песах — 15 Нисана. И в начале этого дня, то есть — вечером (ибо еврейские сутки начинаются с вечера) мы проводим Пасхальный Седер. В Эрец Исраэль — только один.


Так в Израиле было всегда, и в наши дни — тоже (о Рош Хашана поговорим отдельно).


Для нашего разговора важно отметить, что законы Торы содержат в себе важнейшую заповедь — определять начало нового месяца по появлению на небосклоне новой луны. Что должно устанавливаться на основании, как минимум, двух свидетельств.


Опросом свидетелей и объявлением даты наступления нового месяца в прежние времена занимался Сангедрин (еврейский Верховный суд).


В период существования Первого Храма, когда все евреи жили в Эрец Исраэль — решение Сангедрина о наступлении новомесячья можно было немедленно донести до всего народа. Передача этой информации осуществлялась с помощью гонцов и зажигания факелов.


В период завершения эпохи Второго Храма, а тем более — после этого, в течение нескольких сотен лет, решения Сангедрина надо было уже передавать и за границу. А это, как понятно, стало очень непростым делом. Поэтому наши Учителя постановили, что вне Израиля праздники, указанные в Торе будут отмечаться не один день, но — два дня.


Причина этого объясняется просто: лунный месяц всегда длится или 29 или 30 дней. И поэтому первый день следующего месяца всегда будет или на 30-й день предыдущего месяца или — на 31-й. И поскольку информация о нынешнем, текущем месяце уже известна, то мы всегда можем быть уверены, что следующий месяц всегда будет начинаться или на 30-й или на 31-й день, отсчитывая от известного нам начала текущего месяца.


Соответственно, праздники, дата которых выпадает на середину месяца, что устанавливается по первому дню будущего месяца — вне Земли Израиля отмечаются два дня.


Сангедрина у нас, как известно, нет уже 1 700 лет. Но у нас есть календарь, основы которого были даны еще нашему праотцу Аврааму, но — не разглашались, ибо была заповедь, обязывающая внимательно следить, когда на небе появится новая луна, и — свидетельствовать об этом. Свидетелей, как мы уже говорили, должны были выслушивать судьи Сангедрина.


Но когда Эрец Исраэль оказалась в руках захватчиков, которые преследовали евреев, уничтожая общинную жизнь на Земле Израиля — Сангедрин перестал функционировать. Тогда календарь был, так сказать — обнародован. И с тех пор все дни новолуний нам точно известны на много тысяч лет вперед. Поэтому мы совершенно точно знаем, когда нам надо отмечать праздники.


Однако по причинам духовного, и я сказал бы — даже космического значения, а также — с учетом, что еврейский народ расселен по всему Земному шару, Учителя постановили, что вне Израиля все праздники будут отмечаться не один, но — два дня. А на Земле Израиля, как это было всегда — один день.


Особая ситуация — с праздником Рош Хашана.


По вышеуказанной логике мы в Израиле как будто должны были бы отмечать и Рош Хашана один день. Однако в определение продолжительности Рош Хашана в Израиле «вмешался» еще один важный фактор.


Напомню, что все праздники, кроме Рош Хашана, мы отмечаем в память о значимых событиях еврейской истории, событиях прошлого (например, Песах связан с Исходом нашего народа из Египта). При этом у каждого праздника в наши дни есть и другая задача — вносить исправления и улучшения в духовные миры.


Но вот Рош Хашана — практически целиком направлен на определение судьбы каждого человека и всего нашего народа (а по большому счету — и всего мира) на весь наступающий год. Иными словами, этот праздник как бы — устремлен в будущее.


Известно, что любое явление всегда имеет свою внутреннюю духовную составляющую, которая проявляется и во внешнем мире, в реальных событиях.


Для еврея внутренняя составляющая — осознание смысла существования нашего народа и выбор правильного пути реализации этого смысла. Внешняя — это сам процесс реализации.


Кроме того, следует отметить, что внешняя сторона подразумевает, в частности — и физическое состояние всего нашего народа и каждого отдельного человека. Например, кто будет успешным в новом году, кто — нет. Кто будет здоровым и кто — будет больным. Кто обеднеет и кто, наоборот — улучшит свое материальное положение. И т.д. и т.п.


Какими будут внутренняя и внешняя составляющие — во многом зависит от усилий, прилагаемых нами к духовной работе по исправлению мира (на иврите — Тикун Олам). И у нее — три основных компонента: тешува (приближение к заповедям Всевышнего, к еврейской традиции), тефила (серьезная молитва) и цдака (филантропические пожертвования на правильные духовные и материальные нужды).


И вот теперь мы можем говорить о появлении в Рош Хашана дополнительного фактора.


Когда в Иерусалиме был Первый Храм, каждый еврей мог как бы присоединиться к духовной работе в Храме и выполнить все задачи Рош Хашана, и во внутренней и во внешней сферах — за один день.


После разрушения Первого Храма нам это уже не удается. Поэтому Рош Хашана, так сказать, «расщепился» на два дня. В Талмуде на арамейском они названы — йома арихта. Что в переводе означает — «один длинный день». И за этот один длинный день мы можем даже и без поддержки духовной работы, которая когда-то осуществлялась в Первом Храме — более или менее, пусть и не на самом высоком уровне, но — все выполнить задачи великого дня Рош Хашана.


Для полноты картины отмечу, что пока у нас был Второй Храм, наши Учителя не выносили постановление о том, что Рош Хашана будет отмечаться два дня. Были надежды, что Второй Храм в каком-то духовном смысле «перерастет» в Третий Храм, символизирующий завершение работы по исправлению мира. Но этого, как мы знаем — не произошло. Второй Храм был разрушен. И вот уже много сотен лет мы заняты нашей работой по завершению Тикун Олам, что иногда называют «процессом перехода из Шестого тысячелетия — в Седьмое».


Поэтому Учителя по многим причинам (здесь указывается — главная) постановили, что и в Эрец Исраэль Рош Хашана отмечается два дня. Первый день сконцентрирован в основном — на внутренней духовной составляющей наступающего года, второй — и на внутренней и на внешней.


Отвечал рав Элиягу Эссас