Шана това у-метука!

М.М.Гитик "Новогодняя история"


Эту притчу у евреев принято рассказывать накануне Новолетия. В одном королевстве существовал обычай казнить всех преступников, нарушивших королевские указы и заслуживших смерть, в день приезда короля в данную местность. Посещение государя, да еще сопровождавшееся казнями осмелившихся преступить монаршую волю, весьма укрепляло королевскую власть. Дату королевского визита во всех местных тюрьмах, где содержались смертники, держали в большом секрете, дабы избежать бунтов и волнений.


Дальнейшее развитие сюжета переносит нас в камеру, где своей горькой участи дожидался весьма необычный арестант. Он беспрестанно допытывался у тюремщиков точной даты прибытия монарха. На возражения стражей, типа: «Ну, зачем тебе знать дату собственной смерти?!», он возражал весьма темпераментно: «Но ведь высочайшая особа прибывает в нашу провинцию. Разве я могу быть безучастным?!!». «Но ведь лично для тебя этот день будет последним?!» недоумевали пенитенциарные работники. «Да, но дышать одним воздухом с самим монархом!!». Короче, за ним прочно установилась репутация сумасшедшего, и ему открыли дату приезда короля.


Узнав точную дату (собственной смерти, чтоб вы не сомневались), узник стал высчитывать дни и громогласно изливать свои верноподданнические чувства и восторг по поводу скорого приезда августейшего лица. И скоро сомнительная слава сумасшедшего преступника перешагнула стены темницы и распространилась по всей провинции. Она достигла даже монаршего уха. И король, заинтересовавшись экстраординарным смертником, решил самолично проверить дошедшие до него слухи. Его величество изволили переодеться тюремщиком и вошли в камеру сумасшедшего (по общему мнению) преступника.


Истосковавшийся по общению, всем давно надоевший смертник радостно «набросился» на новенького «сторожа»: «Ну, что слышно о приезде короля?» – «Подумаешь, приезд короля; не лучше ли тебе подумать о раскаянии?», – предложил неузнанный монарх. «То есть как это «подумаешь, приезд короля»»? Да ты Величество не уважаешь! Да я тебя!!». И набросился на монарха с кулаками.


Конец истории очевиден: преступник избежал заслуженной смерти. А мораль проста – даже высочайшие особы неравнодушны к искренним(!) изъявлениям верноподданнических чувств[1].


[1] Для впервые знакомящихся с еврейской традицией, напоминаем, что Шестой День Творения, отмечаемый первого тишрея – это День Трубления, воцарения Царя царей.