Хочешь быть богатым? Мешок с золотом

Лев Кацин /


— Представьте себе, что перед вами два мешка: один мешок с мудростью, а другой — с золотом. Что бы вы выбрали? — спросил профессор, который пытался помочь студенту, заваливающему экзамен, и потому задал ему вопрос на сообразительность.


— Конечно, мешок с золотом, — парировал студент.


— Почему «конечно», — выразил непонимание профессор. — Я бы, например, выбрал мешок с умом.


— Что ж, каждый выбирает то, чего ему не хватает!.. Очевидно, что студент, о котором рассказывает анекдот, так и не стал мудрецом. А жаль, его судьба могла бы сложиться по-другому, если бы он знал о том, что Всевышний задал подобный вопрос Соломону перед его вступлением на престол. Соломон решил: «Если попрошу мудрость, то получу также и богатство, и власть. Потому что тот, кто обретает мудрость, обретает все! Вот и стал царь Соломон мудрейшим из людей. Тем более нас удивит история, которая произошла со знаменитым Вижницким Ребе, реб Барухом Йегером, автором книги «Имрей Барух».


Однажды реб Баруху было особенно трудно соорудить шалаш, в котором евреи сидят в праздник Суккот. Проходя мимо, один еврей заметил, что праздник приближается, а у ребе все еще не построен шалаш. Не долго думая, он поспешил на помощь. Строительство шалаша было завершено вовремя. Тогда реб Барух захотел выразить свою благодарность и благословить этого еврея. Однако ребе предложил ему самому выбрать, какое именно благословение он хочет: «Я дам тебе то благословление, которое ты пожелаешь. Выбирай, что ты хочешь: мир грядущий или богатство в этом мире?».


— Я выбираю богатство, — недолго думая, произнес еврей. И, видя недоумение на лице ребе, объяснил.


— Если бы я выбрал «мой грядущий мир», то это было бы проявлением эгоизма. Мы только и думаем о себе, и опять о себе: о своем грядущем мире. Если же я буду богат, то смогу помогать бедным. Потому я прошу богатство не для себя, а для них…


Духовный руководитель иешивы «Атерет Исраэль» в Иерусалиме реб Меир Хадаш неоднократно предупреждал нас, его учеников, что эгоизм может проявляться в разных формах, даже в духовных: «Тот, кто исполняет заповеди Торы, рассчитывая, что лишь он получит награду, называется негодяем!» Ни больше ни меньше — негодяем! Он исполняет заповеди не потому, что стремится творить добро, а для себя самого, своего личного «мира грядущего». И это, конечно же, не личное мнение реб Меира, а слова мудрецов Талмуда, которые комментировали обращение Всевышнего к Моисею, приведенное в Книге Исхода.


«И также Я услышал крики евреев, которых египтяне порабощают, и вспомнил завет Мой. Потому скажи евреям: Я Всевышний выведу вас из-под гнета Египта» (Шмот, 6:6-7).


На первый взгляд, это место Торы вызывает недоумение. «Разве Всевышний не мог услышать «крики евреев» и «вывести их из-под гнета Египта» без того, чтобы «вспомнить завет» с Авраамом?» — спрашивают мудрецы. Нет, если бы не Авраам, то Всевышний не смог бы вывести евреев из египетского рабства! В те времена евреи погрязли в идолопоклонстве, и у них самих не хватало заслуг для освобождения. Однако Авраам передал потомкам заслуги своих добрых дел. Отсюда мудрецы заключают, что «тот, кто исполняет заповеди Торы, рассчитывая, что только он получит награду, называется негодяем!» Ведь если бы не великодушие Авраама, то мы бы так и остались рабами в Египте.


Кстати, почему сказано в приведенном выше предложении из Торы: «И также Я услышал крики евреев?» — спрашивает Хатам Софер. — Если сказано «также Я», то должен быть кто-то еще, кто слышал крики.



Потому Хатам Софер заключает: как бы ни тяжело было евреям в рабстве, они, тем не менее, слышали и сочувствовали страданиям друг друга. В награду за это Всевышний услышал их мольбу и вывел евреев из Египта. Всевышний управляет миром посредством закона сохранения духовной энергии — «мера за меру». В данном случае этот закон проявляется в том, что Небеса отражают поведение людей на земле. Если люди милосердны друг к другу, то милосердие проявляется и на Небесах.


Любопытно, что многие законы строительства шалаша, указанные в Талмуде из устройства Мишкана — Храма в пустыне, строительство которого описано в Торе.


Почему праздник шалашей имеет название «Суккот»? Потому что слово «Суко» означает на иврите «шалаш». Впрочем, в самом начале трактата Талмуда, посвященного этому празднику, РАШИ поясняет, что слово «Суко» происходит от слова «Схах», что означает «покрытие, крыша». Отсюда слово «покрывать», которое Тора употребляет, описывая устройство Мишкана. «И будут херувимы (две фигуры в облике человека)… покрывать крыльями своими крышку (шкафа, в котором хранились скрижали Торы), а лица их — (обращены) друг к другу». (Шмот, 25:20). Когда раз в году в Йом Кипур первосвященник заходил в святую святых Храма, то в зависимости от того, насколько лица херувимов были обращены друг к другу, он узнавал, обращен ли Всевышний к еврейскому народу, удостоились ли евреи прощения.


Этим Тора учит нас, что если евреи обращены друг к другу, то и Всевышний обращен к ним, если есть мир на земле, то есть мир и на небесах.


Тора называет «Суккот» праздником сбора урожая, предписывая человеку особенно радоваться в это время. «Праздник шалашей отмечай у себя семь дней, когда уберешь (урожай) с гумна твоего и из давильни твоей. И радуйся в праздник твой, ты и сын твой, и дочь твоя, и слуга твой, и служанка твоя, и Левит (служитель Храма), и пришелец, и сирота, и вдова, которые во вратах твоих… И будешь ты только радоваться!» (Дварим, 6: 13-15).


Неужели еврей радуется тому, что разбогател, наполнив свои амбары плодами урожая? Нет, богатство радует не само по себе, а, главным образом, потому, что оно предоставляет человеку возможность поделиться с нуждающимися. Нет большей радости, чем творить добро. Потому радуется тот, кто приглашает бедняков за свой стол. Тот же, кто делает праздничную трапезу лишь для себя, устраивает «праздник живота», — утверждает Маймонид в законах Пурим…


В марте 1945 года территории Молдавии и Украины были уже освобождены от немцев. Немногие евреи, которые сумели пережить ужасы гетто и концлагерей, готовилась к празднику Песах. Но где в военное время в СССР раздобыть мацу? Рав Элиэзер Зуша Португаль (1896-1982), знаменитый Скуленер Ребе, оказался в Черновцах. Несмотря на голод, ему удалось раздобыть муку и испечь кошерную мацу. В городе в тот момент находились много других евреев. Тогда ребе объявил общине, что будет выдавать всем желающим по три куска мацы на семью. Служка его синагоги раздавал мацу накануне праздника. Когда к нему зашел Моше Йегер, сын уже знакомого нам реб Баруха Йегера, Вижницкого Ребе, он обратился с необычной просьбой:


— Мой отец просил выдать ему двойную порцию, шесть кусков мацы, — попросил Моше Йегер.


— Скуленер Ребе распорядился выдавать только по три куска мацы на семью, — отказывался служка.


— Мой отец, Вижницкий Ребе, знает об этом, но он все равно распорядился выдать ему шесть кусков. И я не уйду, пока не исполню его волю, — настаивал сын.


Тогда служка обратился с вопросом к Скуленер Ребе, и тот, пожав плечами, указал выдать шесть кусков мацы.


Незадолго до праздника Моше Йегер неожиданно опять появился в доме Скуленер Ребе.


— Мацы больше нет, — с порога встретил его служка.


Моше Йегер сказал, что ему нужно на мгновение встретиться с Ребе. Увидев Ребе, он протянул ему три куска мацы.


— Но ведь твой отец, Вижницкий Ребе, просил шесть кусков вместо трех? — удивился Скуленер Ребе.


— Мой отец беспокоился, что Вы раздадите всю мацу до конца и не оставите себе ничего, — объяснил он.


— Это действительно так. Как мог я думать о себе, когда столько людей нуждаются в маце, — извинялся за свое поведение Скуленер Ребе, рав Элиэзер Зуша Португаль.


Кстати, знаете ли вы, что более тысячи детей с гордостью носили его фамилию? Вы удивляетесь? Ребе усыновил более тысячи еврейских сирот, которые потеряли родителей во время войны. А теперь скажите: хотите ли и вы быть богатым?