Ашер Рохбергер


" Когда стоит просить о дождях в земле Израиля? "


В молитве Мусаф в Симхат Тора, мы начали вспоминать о дожде во втором благословении. В то же время просьбу о дожде мы начнем произносить лишь в 7 день месяца мархешван (у евреев диаспоры — это по-другому). С чем это связанно? Гмара дает этому простое и вполне приемлемое объяснение: во времена второго Храма мудрецы хотели дать возможность паломникам вернуться в свои дома без того, чтобы они намокли (относительно периода первого Храма у нас нет никакой информации). Было подсчитано, что за две недели от окончания Сукота до 7-го хешвана любой из паломников успеет дойти до Вавилона, тогдашнего основного центра еврейской жизни. Никаких скрытых кабалистических причин в этом решении нет.

то время это было очень разумное решение наших мудрецов, которое установило галаху в соответствии с потребностями тогдашней реальности и учитывало их. Идти или даже ехать по размокшим грунтовым дорогам- приятного мало, даже для людей того времени, что были менее избалованы, чем мы.


Хочу напомнить, что изначально, текст современной молитвы, включая все вставки и изменения, был составлен мудрецами, начиная с мудрецов Великого Собрания и заканчивая мудрецами периода Талмуда. Другими словами, знакомый нам текст формировался примерно тысячу лет.


На протяжении примерно полутора тысяч лет, существующее положение никому особо не мешало, хоть, когда уже наша молитва закончила формироваться, Храма не было в течении нескольких сот лет, но и в то время, да и в наши дни, могли быть и скорее всего были люди, которые приходили в Иерусалим в период осенних праздников, подобно тому, как делают сегодня многие религиозные евреи. Я не уверен, что таких людей было много, возможно это было актуально 80 лет назад. По крайней мере в то время еще существовали еврейские общины в Ираке, Сирии, Йемене, Ливане. Хотя бы был теоретический шанс того, что кто-то может это сделать пешком или на осле.

Вернемся в наши дни. К счастью сбывается пророчество о возвращении изгнанников из стран рассеяния, поэтому Ливан, Сирия, Ирак, Йемен, Афганистан, Египет можно смело уже назвать свободными от евреев. Общин там уже точно нету, да и индивидуумов, по официальной статистике тоже. С Б-жьей помощью, надеюсь, что в ближайшем будущем список подобных стран будет увеличиваться.


В результате, в последние десятилетия сложилась абсурдная ситуация: мы откладываем просьбы о дожде в земле Израиля, заботясь о несуществующих паломниках, которых нет, не будет и быть не может. При этом те многочисленные евреи диаспоры, которые приезжают в Израиль на осенние праздники и возвращаются к себе домой ни коим образом не связанны с этим благословлением. Не говоря уж о той мелочи, что даже до самых удаленных еврейских общин (Сингапур, Австралия, Новая Зеландия) лететь сегодня нужно максимум сутки. В основные же центры жизни современного еврейского мира – несколько часов.


На протяжении нашей многовековой истории, наши мудрецы знали, как находить решения для изменившихся ситуаций: отмена заповеди Торы о левиратном браке, запрет многоженства для ашкеназских евреев, изменение в правилах наследования для женщин, изменение галахического статуса глухих, а в наше время отмена так называемой «ктубы глухих», и многое другое. Не каждое изменение галахи, это автоматически реформизм. И если бы галаха не изменялась, мы бы как народ не выжили. Она может и должна меняться в соответствии с правилами философии галахи. И сам Творец заложил это в Торе, которая подчеркивает, что в случае возникновения вопросов, нужно прийти к мудрецам своего поколения. Это не значит, что мудрецы предыдущих поколений были хуже, а то, что условия могли измениться.


Поэтому, мне кажется, что пришло время просить о дожде в земле Израиля, начиная с исхода праздника Сукот, и никакого нарушения ни буквы, ни сущности галахи в этом вопросе при этом не будет.