Чтение Псалмов на сегодня:
Псалом №10 (י)(1) Почему, Б-г, стоишь Ты вдали, закрываешь [глаза] во времена бедствия?1. (2) В надменности своей бедного преследует злодей. Но попадутся они ухищрениями, которые сами замышляют. (3) Ибо злодей хвалится похотью души своей, хищный, ублажая себя, Б-га гневит. (4) Злодей [говорит] в высокомерии своем: «Не взыщет Он». «Нет Всесильного!» — все помыслы его. (5) Успешны пути его во всякое время, суды Твои далеки от него, всех врагов своих он [словно] сдувает. (6) Говорит он в сердце своем: «Не поколеблюсь, во многих поколениях не приключится мне зла». (7) Уста его полны клятв, лжи и коварства, под языком его — несправедливость и обман. (8) Сидит он в засаде за двором, в потаенных местах убивает невинного, глаза его подсматривают за обездоленным. (9) Подстерегает он его в потаенном месте, как лев в логовище, подстерегает в засаде, чтобы бедного схватить, хватает бедного, увлекая в сети свои. (10) Сгибается он, прилегает — и обездоленные попадают в мощные когти его. (11) Говорит он в сердце своем: «Забыл Б-г, скрыл Свой лик, не увидит никогда». (12) Восстань, о Б-г! Всесильный, вознеси руку Твою, не забудь смиренных! (13) Зачем злодей гневит Всесильного, говоря в сердце своем: «Ты не взыщешь»? (14) Ты видишь, ибо Ты на притеснения и обиды смотришь, чтобы воздать рукой Своей. Тебе предает себя бедный, сироте Ты помощник. (15) Сокруши мышцу злодея, [делающего] зло, — тогда будешь искать и не найдешь его нечестия. (16) Б-г — король на веки вечные, исчезнут язычники с земли Его. (17) Желание смиренных Ты слышишь, о Б-г, укрепи сердце их, да внемлет ухо Твое, (18) чтобы творить правосудие сироте и угнетенному, дабы не терзал более человека на земле.
1 Давид призывает Всевышнего не медлить со Своим правосудием, ибо злодеи, не видя немедленного наказания, думают, что нет Божественного суда над ними (Мецудат Давид).
Псалом №11 (י"א)(1) Руководителю [музыкантов. Песнь] Давида. На Б-га уповаю я; как же вы говорите душе моей: «Улетай на гору вашу, словно птица»?1. (2) Ибо вот, злодеи натягивают лук, стрелу свою прикладывают к тетиве, чтобы во тьме стрелять в честных сердцем. (З) Когда были разрушены основания, что делал праведник? (4) Б-г в святом Храме Своем, Б-г — престол Его на небесах, глаза Его взирают [на вас], веки Его испытывают сынов человеческих. (5) Б-г испытывает праведного, а злодея и любящего насилие ненавидит душа Его. (6) Дождем прольет Он на злодеев горящие угли, огонь и серу, и палящий ветер — их доля из чаши. (7) Ибо Б-г праведен, любит правду, честного узрил лик Его.
1 Эта песнь составлена в связи с бегством Давида от преследовавшего его Шауля. Беглец подобен скитающейся птице (Мецудат Давид, Раши).
Псалом №12 (י"ב)(1) Руководителю [музыкантов], на восьмиструнном [музыкальном инструменте]. Песнь Давида. (2) Спаси, о Б-г, ибо не стало благочестивых, ибо исчезли верные из среды сынов человеческих. (3) Ложь говорят друг другу, уста льстивы, говорят от сердца притворного. (4) Истребит Б-г все уста льстивые, язык велеречивый, (5) тех, которые говорят: «Языком нашим пересилим, уста наши с нами, кто нам господин?». (6) Из-за ограбления бедных и стенания нищих ныне восстану, говорит Б-г, помогу тому, кого уловить хотят. (7) Слова Б-га — слова чистые, серебро, очищенное в горниле, семь раз переплавленное. (8) Ты, Б-г, сохранишь их, беречь будешь от поколения этого вовек. (9) Кругом злодеи ходят, словно буйвол прожорливый за сынами человеческими.
Псалом №13 (י"ג)(1) Руководителю [музыкантов]. Песнь Давида. (2) Доколе, о Б-г, будешь забывать меня навек, доколе будешь скрывать лик Свой от меня? (3) Доколе мне слагать советы в душе моей, [как избавиться от] скорби в сердце моем целый день? Доколе враг мой будет возноситься надо мною? (4) Взгляни, ответь мне, Б-г, Всесильный мой! Дай свет глазам моим, чтобы не уснул я сном смертным, (5) чтобы не сказал враг мой: «Я одолел его», чтобы не возрадовались противники мои, если я пошатнусь. (6) Я же уповаю на милосердие Твое; сердце мое ликует о спасении Твоем; я пою Б-гу, благодетельствующему мне.
Псалом №14 (י"ד)(1) Руководителю [музыкантов]. Песнь Давида1. Сказал негодяй в сердце своем: «Нет Всесильного». Развратились они, совершили гнусные дела, нет делающего добро. (2) Б-г с небес посмотрел на сынов человеческих, чтобы увидеть, есть ли благоразумный, ищущий Всесильного. (3) Все сошли с пути, вместе растлились, нет делающего добро, нет ни одного2. (4) Неужели не знают все творящие беззаконие, поедающие народ мой, словно хлеб, что они к Б-гу не взывали?3 (5) [Ведь] там испытывали они страх, ибо Всесильный — в поколении праведном4. (6) Вы глумились над мыслью бедного, что Б-г — упование его5. (7) «Кто даст с Сиона спасение Израилю?». Когда возвратит Б-г пленников народа Своего, тогда будет ликовать Яаков и возрадуется Израиль.
1 Две схожих песни (14-я и 53-я) пророчески сказаны Давидом в связи с разрушением двух Иерусалимских Храмов. Данная песнь говорит о разрушении Первого Храма вавилонским царем Навуходоносором. Его военачальник Невузарадан не побоялся войти в святилище, говоря: «Нет Всесильного», т. е. нет Верховного Судьи, всё случайно (Мецудат Давид, Раши).2 Никто из войска Невузарадана не противостоял ему, когда он вступил в святилище, чтобы разрушить его (Раши).3 Неужели они не понимают, что народ Иудеи, который они теперь покорили, потому и стал «их хлебом», что «к Б-гу не взывали»? (Мецудат Давид).4 Когда ассирийский царь Санхерив был в Иерусалиме, он испытывал страх, ибо множество его воинства пало, т. к. поколение народа Израиля было праведным, и Всесильный был тогда среди них (Мецудат Давид).5 «Вы смеялись над мыслью бедного народа Израиля, у которого одна надежда — Б-г». Во времена царя Хизкиягу ассирийский военачальник Равшаке громко глумился над верой Израиля в то, что Всесильный спасет их от могучей руки ассирийского царя (Мецудат Давид).
Псалом №15 (ט"ו)(1) Песнь Давида. Б-г! Кто может пребывать в шатре Твоем? Кто может обитать на святой горе Твоей? (2) Тот, кто ходит в непорочности и поступает справедливо, истину говорит в сердце своем. (3) Кто не разносит клеветы языком своим, не делает зла ближнему своему и не принимает поношения за родственника своего1. (4) Тот, в глазах которого презрен отверженный, но который боящихся Б-га славит; кто клянется [даже себе] сделать худо и не изменяет. (5) Кто серебра своего не отдавал в рост и взятки против невинного не брал. Поступающий так не пошатнется вовек.
1 Если родственник его совершил неугодный поступок, он наказывает его по суду, но не несет за него поношение в том, что он скрывал этот поступок (Мецудат Давид).
Псалом №16 (ט"ז)(1) Золотой венец1 Давида. Храни меня, Б-г, ибо на Тебя я уповаю. (2) Сказала ты, [душа моя2], Б-гу: «Ты — Г-сподь мой; нет у меня [иного] блага — только от Тебя»3. (3) К святым, которые в земле, к могучим — к ним все желание мое4. (4) Умножатся скорби у тех, которые спешат к [богу] чужому; не буду совершать их кровавые возлияния, и не взойдут имена их на уста мои. (5) Б-г — доля наследия моего и чаши моей. Ты поддерживаешь жребий мой5. (6) Полосы надела выпали мне приятные, наследие мое прекрасно для меня6. (7) Благословляю я Б-га, Который наставлял меня; также совесть моя по ночам увещевала меня. (8) Представляю я Б-га пред собою всегда, ибо [Он] справа от меня, — не пошатнусь. (9) Поэтому возрадовалось сердце мое, возликовала слава моя7, также и плоть моя будет пребывать в спокойствии8. (10) Ибо Ты не оставишь души моей в могиле, не дашь благочестивому Твоему увидеть тление. (11) Укажи мне путь жизни, изобилие радостей пред ликом Твоим, блаженство в деснице Твоей вовек.
1 Золотой венец — наиболее любимая Давидом песнь, подобная золотому венцу (Мецудат Давид).2 Давид разговаривает со своей душой (Мецудат Давид) или с народом Израиля (Раши).3 Ты благодетельствуешь мне не по заслугам моим, а по милости (Мецудат Давид, Раши).4 Все мое стремление к Б-гу — благодаря святым, похороненным в земле и могучим в богобоязненности. Им ты, душа моя, будь покорна (Мецудат Давид).5 «Словно отец, наставляющий своего сына выбрать лучшую долю в наследстве, Ты, держа меня за руку, положил ее на лучший жребий» (Мецудат Давид).6 Тот Б-г, Которого я избрал в наследие, Он особенный, отличный от всех других (Мецудат Давид).7 Слава моя — душа моя (Мецудат Давид).8 После смерти, в могиле (Мецудат Давид).
Псалом №17 (י"ז)(1) Молитва Давида. Услышь, о Б-г, правду, внемли славословию моему, прими молитву из уст нелживых. (2) От Тебя правосудие мне изойдет, глаза Твои увидят правоту. (3) Ты сердце мое испытал, посетил меня ночью, проверил меня и не нашел [злого умысла]; от мыслей моих не отступают уста мои. (4) В делах человеческих, по слову уст Твоих, остерегался я путей распутника. (5) Утверди шаги мои на путях Твоих, да не пошатнутся стопы мои. (6) К Тебе взываю я, ибо Ты услышишь меня, о Б-г; приклони ухо Твое ко мне, услышь слова мои. (7) Яви дивное милосердие Твое, [Ты] спасаешь уповающих [на Тебя] от восстающих против десницы Твоей. (8) Храни меня, как зеницу ока; в тени крыл Твоих укрой меня (9) от злодеев, грабящих меня, — от врагов души моей, окруживших меня. (10) Они потучнели, уста их надменно говорят. (11) На каждом шагу нашем ныне окружают нас; устремили глаза свои, чтобы низложить нас на землю. (12) Подобны они льву, жаждущему терзать, молодому льву, сидящему в засаде. (13) Восстань, о Б-г, предвосхити их, низложи их, избавь душу мою от злодея, [от] меча Твоего1, (14) от людей — рукой Твоей, о Б-г, от смертных, чей удел — в жизни2 и чье чрево Ты наполняешь из сокровищниц Твоих; [из тех, что] пресыщены сыновьями и остаток детям своим оставляют. (15) А я правдой буду созерцать лик Твой, пробудившись, насыщаться буду образом Твоим.
1 От злодея, который является Твоим мечом (Мецудат Давид).2 Жизни вечной — в мире грядущем (Мецудат Давид).