Семилетняя против двадцатилетней: кто красивее? Рав Мордехай Вейц

Написано: «И было жизни Сары сто лет, двадцать лет и семь лет» (Берешит, гл.23, ст.1).Раши объясняет, что в двадцать лет Сара была такая же красивая, как и в семилетнем возрасте. Но разве это комплимент для женщины? Обычно, семилетняя девочка не может сравниться с вошедшей в полную силу красоты цветущей двадцатилетней девушкой.В Торе рассказывается о том как Авраѓам впервые отметил красоту своей жены: «И было, когда близко подошёл он к Египту, сказал он Сарай, жене своей: «Я ведь знаю, что ты женщина красивая» (Берешит 12:11).Почему Тора подчёркивает, что именно на подступах к Египту посетило Авраѓама это знание? И почему именно тогда открылась ему красота Сары?В Талмуде рассказывается, что у Сары было также ещё одно имя - Иска (трактат Мегила, лист14а). Там же приводятся два мнения, объясняющие значение этого имени: все говорили о её красоте (говорили — «сахин»); она вещала (соха) пророчества. Можно предположить, что оба эти мнения не противоречат одно другому, но друг друга дополняют. Написано: «Мудрость озаряет лик человека» (Коѓелет, гл.8, ст.1). Поскольку Сара обладала даром пророчества, её лицо светилось особым глубинным светом, который окружающие воспринимали, как чарующую красоту. Об этой красоте и шла людская молва. А Авраѓам знал, что источником красоты его жены является её пророческий дар. Известно, что Египет из-за царившего там разврата, называли «срамным местом Земли». Понятно, что Шхина (Б-жественное Присутствие) не могла там находится. И вот, «когда близко подошёл он к Египту», пророческий дар должен был оставить Сару. Но красота её никуда не делась. Тогда понял Авраѓам, что его жена и сама по себе очень красивая женщина, а не только в заслугу пророчества.Написано в Талмуде, что когда был разрушен Бейт ѓаМикдаш (Храм), у пророков был отнят пророческий дар и передан детям и душевно больным (трактат Бава Батра, лист12б). Отсюда следует, что до разрушения Бейт ѓаМикдаша, пророчества у детей не было. Теперь, нам станет яснее комментарий Раши. Сара в двадцать лет была так же красива, как и в семь, когда у неё ещё не было пророчества. Ведь она жила в ту пору, когда пророческий дар ещё не передали детям. А значит, Сара была красива сама по себе.


(На основе комментария рава Йонатана Эйбшица)


ВЕСТНИК "ГОЛОС ЯАКОВА" №437