— Уважаемый рав Эссас, помогите, пожалуйста. Вы имеете большое влияние на мою семью и, может, сможете изменить ситуацию к лучшему. У меня три брата. Мы не первый год стараемся соблюдать Заповеди. Все мы выросли на Ваших ответах, делились ими, задавали Вам вопросы. В процессе нашего взросления появилась потребность присоединиться к еврейскому обществу. Постепенно мы начали ходить в разные синагоги, в общины на шаббат, на праздники. Но при всем нашем желании служить Всевышнему и активном изучении Торы — никаких документальных подтверждений еврейства нашей мамы нет. Есть только слухи. По этой причине появилась серьёзная проблема. Мои братья зарекомендовали как евреи. Их вызывают к Торе, считают в миньяне, и никто не подозревает, что юридически они не евреи. Я пытался их убедить в том, что это неправильно, что они сами не имеют права быть настолько уверенными в своём еврействе, чтобы брать на себя ответственность за то, чтобы быть десятым в молитве или выводить кого-то в благословениях. Когда я сказал, что мне придётся самому о них рассказать, они практически отказались от меня. А ведь в будущем каждый хочет создать еврейскую семью, жить на Святой земле. Это может привести к печальным результатам. Я верю, что в Ваших силах вернуть им понимание, где чёрное, а где белое. Если они уж Вас не услышат, то у них просто не останется здравых аргументов в защиту своего поведения.


Алексей И., Россия


— Я, как понятно, ни с Вами, с Вашими братьями не знаком. И потому, обсуждая мотивы и побуждения их действий, могу высказать лишь самые общие соображения. Основываясь при этом, конечно же, на немалом личном опыте общения с людьми, включая многолетнюю практику ответов на многочисленные вопросы (их, без преувеличения — десятки тысяч) по самым разнообразным проблемам, связанным с нашим мировоззрением и нашим образом жизни, которые мне постоянно задают. На мой взгляд, Ваши братья выбрали вполне понятную, комфортную для них линию поведения. Полагаясь, как Вы пишете, на слухи, а может, и на какие-то смутные семейные предания и разговоры о том, что, к примеру, прабабушка по материнской линии родилась еврейкой — они сами назначили себя евреями. Далее события их жизни развивались так, как Вы и описываете в своем письме. Получив признание в каких-то еврейских общинах в качестве евреев, они теперь просто стыдятся раскрыть правду — рассказать, что их еврейство, в общем-то, не имеет серьезных обоснований. Напомню всем, что обоснования, позволяющие человеку числиться в еврейском народе, — это лишь свидетельства о рождении (в оригиналах, не в копиях), которые, в случае необходимости, подкрепляются порой другими документами (тоже оригиналами). Где указано, что, к примеру, бабушка или прабабушка по материнской линии была еврейкой.


При установлении еврейства могут иметь значение и достоверные, подкрепленные вескими, убедительными доказательствами свидетельства о том, что, положим, дедушки, бабушки и их родители были активными членами какой-либо признанной еврейской общины. «Доводы» типа «моя мама рассказывала мне, что ее бабушка была еврейкой» или «от близких родственников мне известно, что мамина бабушка ходила в синагогу», не могут быть доказательствами. По той простой причине, что проверке они не подлежат. Это, кстати сказать, вовсе не означает, что упомянутая прабабушка в действительности еврейкой не была. Это означает, что сегодня, в нашем поколении, эта прабабушка не может считаться еврейкой, потому что этому нет доподлинных, неопровержимых доказательств. Мы говорим, как очевидно, о случаях, когда у человека нет свидетельств о рождения в оригиналах — по всей непрерывной цепочке родословной по материнской линии, от него до его бабушек и прабабушек.


Что же делать в той ситуации, в которую загнали себя Ваши братья?В принципе все не так сложно, как кажется.Можно прийти к раввину общины и к другим ответственным и серьезным людям в общине. И сказать примерно так: «Мы искренне верили, да и сейчас верим, что наша мама еврейка. Но на данном этапе у нас нет тому доказательств. Поэтому просим понять, что в этом вопросе у нас нет ясности. И пока не считать нас евреями, не учитывать нас при подсчете миньяна, не вызывать к Торе и освободить от функций, которые должны выполняться только евреями (например, не поручать делать кидуш на общественной трапезе и т.п.). При этом мы и впредь собираемся вести еврейский образ жизни, изучать Тору и т.д. На сегодняшний день мы осознали, что должны пройти процесс гиюра. Намереваемся пройти его в признанном раввинском суде и примем решение, которое в нем по нашему поводу будет вынесено. А параллельно продолжим попытки поиска документальных доказательств еврейства нашей мамы».


В моем предложении, адресованном Вашим братьям, остаются и нерешенные проблемы. Например: как поступать с накладыванием тфиллин, если Ваши братья, как я понимаю, выполняют предназначенную евреям заповедь? Это тонкий психологический вопрос. Просто так, заочно, отвечать на него е хочу. Надо надеяться, что раввины общин, в которые они ходят, проконсультировавшись с судьями раввинского суда, которым известна конкретная ситуация в этих общинах, смогут принять по этому поводу правильное, оптимальное решение, учитывающее все нюансы этой проблемы. И в том же духе разрешат и другие, «крупные и мелкие» вопросы, которые будут возникать в процессе прохождения Вашими братьями гиюра и до его завершения.


А теперь — еще одна тема.


Приложите реальные усилия к восстановлению хороших отношений со своими братьями. Постарайтесь делать это толково, с умом и добрым сердцем. Объясните им, что Вы всего лишь молодой человек, с весьма небольшим пока еще жизненным опытом. Скажите, что Ваши побуждения были и остаются только хорошими, совершенно не направленными против них. И даже те Ваши слова, которые они восприняли как некую угрозу («донести на них»), с Вашей стороны были лишь попыткой спасти их от еще больших проблем. И Вы сейчас вовсе не собираетесь реализовывать эту «угрозу». Ваша цель на данный момент восстановить с ними мир и дружбу. Без негативных устремлений, способных омрачить ваши взаимоотношения. Постарайтесь донести до сознания братьев, что и без всякого «доносительства с Вашей стороны» они ни в Израиле, ни вообще где бы то ни было без необходимых доказательств не будут считаться евреями. А значит, не смогут жениться в соответствии с еврейскими законами и традициями. И т.д., и т.п. Но если, к примеру, они пройдут процесс искреннего, настоящего гиюра, все проблемы, связанные с их недоказанным еврейством, будут решены.


Отвечал раввин Элиягу Эссас