Негативные высказывания, имеющие позитивную цель. Семь условий
День 44. Достижимость цели(14 хешвана -14 ияра)"Сефер Хафец хаим"Достижимость целиПодобало бы скрыть эпизод с цараат Мирьям. Но Тора велит нам помнить его, чтобы подчеркнуть серьезность греха лашон а-ра.Прежде чем передавать негативную информацию ле-тоэлет, для пользы дела, следует хорошо обдумать, приведут ли слова к желаемой цели. Такое сообщение оправдано лишь в том случае, если вероятность достижения желаемого результата достаточно высока.Это особенно важно, когда человек хочет разрушить потенциально вредную дружбу, деловую связь или шидух (сватовство). Если партнерами уже принято окончательное решение, негативный отзыв об одной из сторон уже не конструктивен."Сефер Шмират а-лашон"Наказание МирьямТора рассказывает (Бемидбар, 12), что Мирьям неодобрительно отозвалась о своем брате Моше, который после получения Торы на горе Синай отдалился от своей жены, отказался от близости с ней. Осуждая поступок брата, Мирьям не сознавала, что Моше, человек исключительной скромности и бескорыстия, не стал бы подчеркивать свое особое положение таким образом. Если он так поступил, то лишь потому, что Всевышний повелел ему находиться в постоянной готовности к пророчеству. За свои слова Мирьям была наказана цараат. Потом, по молитве Моше, Творец ее исцелил.Сказано в Торе: «Будь осторожен с язвой проказы, строго соблюдай и исполняй то, что укажут вам коэны и левиты...» (Дварим, 24:8). А следующий стих говорит: «Помни, что сделал Г-сподь, твой Б-г, с Мирьям в пути, когда вы шли из Египта». Древний комментарий Сифре разъясняет:Почему соседствуют эти два стиха? Чтобы научить, что Мирьям была наказана (цараат) за лашон а-ра. (По правилу) каль ва хомер (тем более): если Мирьям, которая критически отозвалась о младшем брате, была наказана (так сурово), насколько суровее наказание человеку, злословящему о том, кто значительнее него. И если так наказана Мирьям, чьи слова услышал только Творец, как сказано: «И услышал Всевышний» (Бемидбар, 12:2), насколько строже наказание тому, кто осуждает ближнего публично.Рамбан комментирует слова Торы так. Нам заповедано передать (случай с Мирьям) нашему потомству и будущим поколениям. Подобало бы скрыть этот эпизод, чтобы не говорить плохо о праведных людях. Но Тора повелевает нам сделать его известным, чтобы мы хорошо понимали, как велик грех запрещенной речи, который приводит ко многим пагубным последствиям, особенно когда это преступление повторяют часто.
http://www.istok.ru/library/books/chofetz-chaim/daily-lesson_11447.html