Ашер Рохбергер "Почему Творец избрал Моше, или каким должен быть еврейский лидер?"
Так же, как и в случае с праотцом Авраамом, письменная Тора не объясняет нам, почему Творец выбрал именно Моше Рабейну, для избавления еврейского народа и его вывода из Египта. Тут нет, да, и, наверное, не может быть одного исчерпывающего ответа. В то же время, есть немало мидрашей, каждый из которых пытается через раскрытие тех или иных черт личности Моше, дать на это свой ответ. Давайте рассмотрим два примера.Первый из мидрашей рассматривает тот период жизни Моше, когда он выходит из дворца фараона и видит страдания порабощенных евреев. «…Что значит увидел их страдания? Когда он их видел, он плакал и говорил, как мне вас жалко, я готов умереть ради вас и помогал им в их работе, не обращая внимание на свой высокий уровень. Сказал Творец : «за то, что ты оставил свои дела, и пошел увидеть страдания Израиля, и вел себя с ними, как с братьями, Я буду говорить с тобой, как сказано, и воззвал к нему Творец из неопалимой купины.»По мнению данного мидраша причиной раскрытия Творца перед Моше было его (Моше) сочувствие к еврейскому народу. Моше не только сопереживал страданиям своих братьев, но, и не смотря на свой высокий уровень, старался им помочь в их тяжелой работе. По мнению наших мудрецов, лишь человек, который готов помочь ближнему, и для которого не важны внешние проявления своего статуса- достоин вести еврейский народ к получению Торы.А почему же Моше до своего возвращения в Египет был, подобно праотцам – пастухом (Шемот 3,1). По мнению наших мудрецов, это было проверкой его способности возглавить еврейский народ. Говорит нам мидраш (Шемот Раба 2,2) «И Моше проверил Творец, через его отношение к стаду. В начале Моше выпускал молодняк на пастбище, чтобы они щипали мягкую траву, после них выпускал старых, чтобы они ели среднюю траву, а в конце выпускал взрослых, чтобы они ели самую жесткую траву.»Почему же Моше Рабейну, духовный уровень которого был очень высок, должен был пройти именно такой тест Творца? Более того, почему он должен был это делать именно у своего тестя, Итро, о котором мы знаем, что не было такого вида идолопоклонства, которому он не служил?По мнению Любавического ребе «Торат Менахем», ( том 39, страница 38.) «Лидер еврейского народа несет ответственность за все поколение, а не только за тех, кто идет по правильному пути. Иногда ему нужно опускаться на уровень низов из среды своей паствы, чтобы удовлетворить их и материальные и духовные потребности, в соответствии с их уровнем.Именно поэтому Творец проверял Моше на стадах Итро. Несмотря на то, что Итро был идолопоклонником, Моше вел себя с ним терпеливо, и кроме того добросовестно пас его стада и заботился обо всех животных в стаде. И даже зная, что эти животные принадлежат идолопоклоннику, он все равно заботился о том, чтобы каждый получил пищу по его потребностям.Этим Моше доказал, что он достоин быть лидером еврейского народа и заботиться о его потребностях, не только повлиять на них в духовном плане, чтобы они удостоились грядущего мира, но и обеспечить им их материальные потребности, не влияющие на их духовный уровень.Это является лакмусовой бумажкой для еврейского лидера: способность заботиться о всем народе, поднимая его духовно и заботясь об обеспечении их насущных материальных потребностей.
http://mmgitik.com/publ/nacionalnyj_alef_bet/asher_rokhberger_pochemu_tvorec_izbral_moshe_ili_kakim_dolzhen_byt_evrejskij_lider/13-1-0-520