Уважаемые раввины, мы планируем сделать свадьбу дочери вечером после выхода звезд, скажите, нужно ли жениху и невесте поститься до самой хупы? И откуда пошел этот обычай?




Отвечает рав Яков Шуб



Большое спасибо за Ваш вопрос. Действительно принято, что жених и невеста постятся в день свадьбы (Рамо, Эвен а-Эзер 61:2). Так поступают во всех ашкеназских и в некоторых сефардских общинах, поэтому сфарадим необходимо проконсультироваться у своего раввина, существует ли такой обычай в их общине.


Есть несколько объяснений этого обычая:


Во-первых, считается, что в день свадьбы жениху и невесте прощаются все грехи (Бейт Шмуэль 61:6). Раши в своем комментарии к Торе (Ваишлах 36:3) также упоминает это, говоря о том, что в одном месте дочь Ишмаэля, которая вышла замуж за Эйсава, названа «Басмат», а в другом месте (Толдот 28:9) — «Махалат». Чтобы объяснить это, Раши приводит мидраш: троим прощаются грехи — тому, кто прошел гиюр; тому, кто получил должность раввина, руководителя общины и т.п.; и тому, кто женится. Отсюда и имя «Махалат» — ей были прощены все прегрешения (на иврите «прощать» — лимхоль). А чтобы достичь самого высокого уровня искупления и раскаяния, принято также поститься и произносить в молитве видуй (признание перед Всевышним в своих грехах) (Эвен Иcраэль 7:36).


Хотя, когда речь идет об исполнении большинства законов, еврейский день начинается с ночи, в данном случае, поскольку пост и искупление приравниваются к жертвоприношению, день и следующая за ним ночь считаются единым целым, как в законах жертвоприношений. Поэтому даже если хупу ставят вечером, принято поститься в тот же день.


Во-вторых, принято поститься, чтобы не случилось так, что жених и невеста выпьют больше, чем следует, алкогольных напитков, и не смогут сконцентрироваться на исполнении заповеди (Бейт Шмуэль 61:6).


В зависимости от того, какая причина из упомянутых является основной, может быть изменена и продолжительность поста. Если причина в опасении, чтобы жених и невеста не выпили больше, чем надо, то, когда хупу устраивают днем до захода солнца, необходимо поститься только до хупы. И нет необходимости продолжать пост до выхода звезд. С другой стороны, если хупу устраивают вечером, после выхода звезд, то следует поститься весь день и вечером до самой хупы.


Но если основная причина в том, что пост связан с искуплением и прощением, то, если хупу устраивают днем до захода солнца, необходимо продолжить поститься и после хупы, до выхода звезд. А если хупу ставят вечером, после выхода звезд, то разрешено закончить пост с выходом звезд.


На практике, т.к. этот пост не упомянут прямо в Талмуде, принято в обоих случаях поступать в соответствии с «облегчающим» мнением. Таким образом, если хупу устраивают днем, до захода солнца, достаточно поститься до хупы и нет необходимости продолжать пост до выхода звезд. А если хупу ставят вечером после выхода звезд, разрешено закончить пост с выходом звезд. При этом даже после завершения поста следует воздержаться от употребления алкогольных напитков до хупы (Хохмат Адам 129:2, Шаарей Нисуин (1:3, 2).


Получается, что в Вашем случае, поскольку хупу ставят вечером после выхода звезд, разрешено закончить пост с выходом звезд. При этом даже после завершения поста следует воздержаться от употребления алкогольных напитков до хупы.


Следует отметить: если по каким-то причинам жениху и невесте тяжело поститься в день перед свадьбой, следует проконсультироваться с компетентным раввином, как поступить.


С уважением, Яков Шуб