Как по-современному называется то место на земном шаре, где был сотворён Адам?


okv

Санкт-Петербург





Как уже много раз говорилось в материалах нашего сайта, Тора — не учебник истории. И для осознания этого положения совсем не обязательно изучать глубокие пласты Мудрости Всевышнего. Даже поверхностного, но — внимательного прочтения достаточно, чтобы обратить внимание на некую необычную форму повествования.


О выдающихся личностях Тора может рассказывать в считанных коротких эпизодах, а о событиях, изменивших ход истории — несколькими фразами. Однако при этом на описание некоторых деталей тратится, казалось бы, чересчур много места.


Приведу примеры.


Наш праотец Ицхак жил 180 лет. Но в Торе, в недельной главе Толдот, упоминаются «всего-навсего» несколько моментов из его биографии.


Моше в возрасте 20 лет уходит из Египта в Мидьян. Хронологически следующее упоминание о нем — только через 60 лет, когда он разговаривает с Всевышним у горящего куста. Что происходило с ним эти 60 лет — Тора «умалчивает». А ведь речь идет о жизни великого человека, лидера еврейского народа.


Часть книги Торы Шемот и первая половина книги Бамидбар посвящены подробному описанию примерно первых полутора лет пребывания евреев в пустыне. Вторая половина книги Бамидбар описывает последний, 40-й год. О том, как жили евреи в пустыне 38 «промежуточных» лет — нет ни слова, если не считать «технического» перечисления названий стоянок в конце книги Бамидбар.


И подобных примеров в Торе — великое множество.


С другой стороны, в недельной главе Хаей Сара, три раза во всех подробностях повторяется одна и та же история — о том, как Элиэзер, слуга Авраама, встретил Ривку — будущую жену Ицхака. А в недельной главе Насо один и тот же отрывок, буквально слово в слово повторяется целых 12 раз (!).


Все это свидетельствует, что Всевышний не описывает нам в Торе ход истории, биографии людей и т.д. Тора — это Его Мудрость, переданная нам в той форме, в которой мы способны ее воспринять (т.е. посредством букв, слов и т.д.), и открывающая Устройство Духовных миров, механизмы Управления, и главное для нас — нашу роль и предназначение во всей этой бесконечной системе.


Нередко мы видим, что по отдельному фрагменту из жизни человека, упомянутого Торой, наши Учителя делают далеко идущие выводы о нем, о его внутренней сущности, предназначении и т.д. Тут возникает вопрос: неужели, имея так мало информации, можно судить о внутреннем мире человека, о его миссии, удачах и неудачах?


Дело тут в том, что Тора приводит не просто строчку из биографии, но — сущностный эпизод, отражающий суть души этого человека.


Так во всем — в описании событий, взаимоотношений между людьми и/или с Всевышним и т.д. А также (это уже имеет непосредственное отношение к Вашему вопросу) — в названиях мест и их географическом расположении. Что тоже открывает и духовную сущность.


Например, восточная сторона связана с Источником Света, а западная — с его реализацией. Поэтому Тора может отметить направление движения, указывая на тенденцию стремления к увеличению Света, или — желание воплотить это стремление в жизнь.


Географическое название Бавель (Вавилон) подразумевает отсутствие осознания Истины, состояние духовного «тумана», путаницы. Земля Израиля, наоборот — ясность духовной картины, понимание целей и задач.


Указывая на месторасположение, Тора говорит о духовном статусе данной местности. Знаменитая вавилонская башня, к примеру, называется «вавилонской» не потому, что находится на определенной территории. Но — потому, что люди, которые ее строили, потеряли духовные ориентиры.


Разумеется, если конкретное место имеет для нас практическое значение, необходимо знать его месторасположение. Что важно — во всех случаях, когда с конкретным местом связано выполнение практических законов нашей традиции.


Мы знаем, что в Торе есть законы, которые осуществляются только на Земле Израиля. Это — законы седьмого года, отделения десятины от урожая, приношение первых плодов в Храм и так далее. За ее пределами они частично — не действительны, частично — выполняются по постановлению Учителей, дабы евреи, находящиеся (временно) вне Эрец Исраэль (Земли Израиля), не забыли эти законы. Поэтому нам очень важно знать, где проходят границы Земли Израиля. Однако практическая сторона вопроса ни в коей мере не отменяет сущностной грани. Подробно очерчивая границы этой Земли, Тора указывает нам, где пролегает граница между жизнью, раскрытием потенциала еврейской души, и, образно говоря — борьбой за выживание. Подробнее об этом — см. на сайте в ответе «Граница Израиля — по Торе».


Теперь, полагаю, очевидно, что вопрос о географическом расположении Ган Эдена (в русских переводах — «Райский Сад»), места, где был сотворен первый человек — неуместный. И не потому, что у нас нет на него ответа, а потому, что ответа в принципе быть не может. Ведь Ган Эден — исключительно духовный «объект», «объект» духовного мира, который мы, находясь в нашей реальности, даже не можем себе вообразить. В отличие от мест в земном мире, названия которых в Торе проливают свет на их суть, Ган Эден фактически — содержит в себе все грани во всевозможных проявлениях, поэтому и нельзя соотнести его с одной определенной стороной света или любым другим ориентиром в пространстве. См. на сайте и ответ «Ган Эден был в мире духовном или материальном?».


Впрочем, информация, в какой именно географической точке Творец создал Адама (даже если можно было бы это выяснить), для нас не имеет никакого значения — нам с ней совершенно нечего делать. У нас нет ни заповедей Торы, ни постановлений Учителей, ни обычаев, реализация которых требовала бы знания, где располагался Ган Эден.


И заключение, из всего, что сказано в данном ответе, сделаю практический вывод.


Любознательность — хорошее качество. Тем не менее, очень многое в мире Всевышний нам не открыл. Что-то из этого — временно, пока у нас не появится необходимость в таких знаниях. Что-то — не откроется никогда. Чтобы мы, не отвлекаясь, направляли свою любознательность в правильное русло и сконцентрировались на реализации задач, которые Всевышний перед нами поставил. И абсолютно все знания, которые нужны для этого, Он дал нам в Письменной и Устной Торе.


Автор текста Хаим Аккерман