Здравствуйте! Не могли бы Вы, пожалуйста, прояснить один вопрос. По поводу зажигания субботних свечей. Я пока не замужем. И лет с 12 зажигала одну свечку, как когда-то сказали в еврейском лагере. Недавно я узнала, что есть разные обычаи, но считается, что надо зажигать не меньше двух (шамор вэ-захор). Также я узнала, что в семье Рава Ицхока Зильбера зацаль незамужние девушки вообще не зажигали свечи. Подскажите, пожалуйста, что мне следует делать: продолжать зажигать одну свечку до замужества (беэзрат Ашем), начать зажигать две или вообще не зажигать? Огромное спасибо! Гут Шабес! Т. О., Москва




Отвечает рав Бенцион Зильбер



Уважаемая Т. О.!


Если у Вас дома мама не зажигает свечи, то, конечно, зажигайте. Принято зажигать как минимум две свечи.


Если же Ваша мама зажигает, то в большинстве еврейского народа незамужние девочки и девушки не зажигают свечей, и так, действительно, было в семье у папы, зацаль. Мои дочки тоже не зажигают свечи. В ХАБАДе девочки зажигают, кажется, одну свечу. Как Вы себя ведёте во всех вопросах, к кому Вы себя относите — от этого зависит, как Вам вести себя дальше. Если Вы принимаете решение перестать зажигать, то встаёт вопрос, нужно ли атарат-нэдарим (разрешение обетов) перед тремя евреями, знающими Тору. Если Вы зажигали, думая, что так должна делать каждая еврейская девушка, то атарат-нэдарим не надо. Если Вы знали, что другие так не делают, и хотели именно так себя вести, то надо сделать атарат-нэдарим.


С уважением, Бен-Цион Зильбер


Ч