Здравствуйте!


Прочитал в книге Орхот Цадиким (глава о гневе) следующее изречение: Троих любит Всевышний, и один из них тот, кто не гневается.


А кто другие двое? Почему именно они? Как проявляется любовь Всевышнего?



Алан

Южная Осетия




В своем письме Вы цитируете фрагмент из 12-й главы книги Орхот Цадиким («Пути праведных»). И в ней, в этой главе действительно назван один из трех типов людей, к которым Всевышний относится с особенной любовью и благосклонностью. Это — человек, который не гневается.


Полностью этот отрывок приводится в Талмуде (трактат Песахим, лист 113), где обозначены и два других типа людей — тот, кто не напивается (не доводит себя до состояния алкогольного опьянения) и тот, кто не настаивает на полной, так сказать, «сатисфакции». То есть, если его кто-то оскорбил или обидел, и ему полагалась бы за это какая-либо компенсация (в действиях, извинениях и т.п.) — то он чистосердечно прощает обидчика.


Эти три категории людей, как отмечают Учителя в трактате Песахим — особо приятны Всевышнему.


А теперь — подумаем, почему именно такие люди заслуживают в глазах Творца особой положительной оценки. Ведь, как не раз говорилось, Творец мира — не смерти, не наказания желает преступнику, но — ожидает, чтобы тот совершил тешуву (вернулся на пути, указанные в Торе).


И если человек совершает тешуву, нередко он, уже в этом мире — получает прощение Свыше.


Но для того, чтобы это прощение было все же справедливым, надо, чтобы сам человек, живя в этом мире, как бы создал такую атмосферу, когда его и в самом деле можно простить.


В связи с этим мы и рассмотрим названные выше три типа людей.


1. С человеком, который не гневается (умеет контролировать собственные негативные эмоции) — более или менее ясно. Чтобы можно было не без оснований надеяться, что за проступок Всевышний на нас не разгневается — мы сами не должны гневаться на других.


2. Пьянство, опьянение — очень часто связано с желанием забыться, отстраниться от проблем, перейти в какую-то иную реальность. Но ведь человек, который хочет, чтобы его простили за что-то, не должен рассчитывать на то, что это «что-то», условно говоря, было бы забыто на Небесах. Ведь забытое сегодня — завтра могут припомнить. И получается, что затуманивание сознания — сродни некоему затягиванию исполнения приговора.


Человек должен стремиться к другому. Не к тому, чтобы о его проступке — забыли, но к тому — чтобы простили его.


3. Может ли человек надеяться, что Небеса проявят к нему снисходительность, если сам он — непомерно строг к окружающим, и судит о людях и их поступках без снисхождения, не давая себе труда подумать, что у обидчика могут быть какие-то смягчающие его вину обстоятельства?


К примеру, в случае, если кто-то нанес ему ущерб и/или обиду — настаивает на «полной сатисфакции». Иными словами — на том, чтобы обидчик загладил свою вину перед ним, как говорится, «по полной программе».


Теперь, надеюсь, понятно, что эти три категории людей — как бы строят помехи Всевышнему в реализации Его желания прощать. Или точнее говоря, как минимум — не помогают в этом Творцу.


И тогда становится очевидным, почему Творец особенно любит тех, кто не попадает в эти три категории.


И в заключение — об авторстве книги Орхот Цадиким («Пути праведных»).


Кто ее написал — неизвестно. Предполагают, что автор этой книги — мудрец, у которого учился великий Рамбам (раби Моше бен Маймон, великий Учитель, комментатор Мишны и составитель полного кодекса еврейских законов Мишнэ Тора; Испания – Египет, 12 век). Либо — ученик одного из учеников великого Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век).


Достаточно точно мы знаем лишь, что рукописи этого труда были популярными в еврейском народе еще 700 лет назад и даже более того.



Автор текста Элиягу Эссас