Из книги рава Авраама Ицхака Кука аКоэна (1865 – 1935) Свет из мракаНарод Израиля и его возрождение. Глава 14 (отрывки из текста)Муки самого Машиаха связаны с тем, что необходимо вскрыть все причины узости мышления. И образно могут быть представлены как катастрофическая нехватка воздуха для самого царя Машиаха, которую он ощущает в конце последнего изгнания. И это похоже на казнь удушением. Удушье ощущается, когда свет опускается низко, чтобы выявить причины узости мышления и поведения людей, которые преследуют лишь примитивные цели, не выходящие за пределы материального мира. Узость мышления порождает наглость. И тогда удавка затягивается все туже на шее, не позволяя говорить и наполнять легкие воздухом. Только Божественный дух, который пребывает на всем народе, свет глубокого смысла Торы, могут, появившись, спасти Машиаха, возвратив ему дыхание. И из мрака появится великий свет. Комментарий. Рав Зеев Султанович, (ведущий преподаватель йешивы «Ар аБраха»)К собственным мучениям Машиаха, относятся те, которые приходят, чтобы «выявить причины узости мышления и поведения людей, которые преследуют лишь примитивные цели». Люди видят мир, как нечто ограниченное, не способное вместить в себя нечто великое. У них нет пророческого видения и они не тянутся за пророками, и не ставят перед собой высокие цели. Им достаточно того, чтобы они были здоровы и сыты. И для того, чтобы спасти их от подобного мышления, приходит Машиах. Но сам Машиах начинает задыхаться, так как он не может прийти в мир, где не хотят отказаться от узости восприятия и мелочности мышления. Потрясения приходят и для того, чтобы пробудить тех, кто не ставит перед собой других жизненных целей, кроме достижения материального благополучия. Это требует исправления, так как такая узколобость порождает наглость. Это объясняется тем, что когда нет высокой мечты, нет идеалов, то власть предержащие управляют обществом посредством интриг, или каких-то политических сделок, направленных на то, чтобы добиться сиюминутных целей. Никто не думает о тех необходимых изменениях, которые должны быть произведены, чтобы улучшить общество. В таких условиях люди привыкают к тому, что все разрешено, нет никаких моральных ограничений, когда речь идет о достижении конкретных целей, связанных с их личным благополучием. Людям с мелким духом удобно придерживаться примитивного мышления, которое позволяет им умело лавировать, и преодолевать жизненные трудности так, как они привыкли: это можно решить, дав взятку, а это – польстив кому-нибудь. Мелочность мышления порождает вместе со взяточничеством и заключением политических сделок еще и лицемерие. Всякая несправедливость и беззаконие оправдываются тем, что у некоторой группы людей есть сиюминутные потребности. Развитому человеку в таком обществе неудобно и, в какой-то степени, аморально жить. И тогда должно возникнуть движение, которое отрицает все сложившиеся институты с их устоявшимися нормами функционирования. Оно должно отбросить все, что удушает, не позволяет говорить и не дает возможности дышать (Сокращено).