С Б.П2015Источник : https://www.youtube.com/watch?v=rRKAVuxRjB01Мамтак ле шаббат – ВаЭраממתק לשבת פרשת וארא תשע״טРассказывают о раве Гросмане, который однажды пошел к Стене Плача вместе со своим другом, очень богатым бизнесменом, который также был очень щедрым. Подошли они к Стене Плача и видят, стоит там еврей и рыдает, захлёбываясь слезами. Обратился рав к своему приятелю-бизнесмену и говорит: "Давай договоримся, подойдем к этому еврею и спросим , что его так гложет. Если это что-то, в чем я могу помочь – духовные вопросы, семейные – то я беру на себя помочь ему любой ценой. Но если это что-то , в чем ты можешь ему помочь – денежные вопросы – возьми на себя , что ты ему поможешь." Бизнесмен согласился. Они вместе подошли к еврею и говорят ему: " Извините нас пожалуйста, мы хотели поинтересоваться, что Вас так гложет?" И еврей ответил им: "Все хорошо. Ничего меня не гложет и ничего мне не мешает!" Говорит ему рав: "Может это касается чего-то духовного, может проблема в семье, я почту за честь Вам помочь!""Нет, нет, нет. У меня действительно все хорошо!"Бизнесмен обратился к нему и говорит: "Может проблема с деньгами? Я готов Вам помочь , я готов дать Вам любую сумму!" Еврей говорит: "Нет. Действительно, все у меня хорошо!"Тогда они говорят: "Если так, то чего ж ты тогда так рыдаешь?!?"Сказал им еврей: " Я скажу вам как есть. У меня есть Слава Бгу 10 детей. Вчера ночью я удостоился поженить своего 10-ого сына, и вот я пришел сюда чтобы поблагодарить Всевышнего, за то милосердие, которое Он оказал мне. Что Он удостоил меня вырастить такую семью, удостоил меня женить всех детей. Поэтому я плачу от радости и переживаний!"В недельной главе – ВаЭра – мы читаем о начале казней, которые Всевышний посылает на Египет. Если мы присмотримся к этим 10 казням, то можем заметить интересную вещь: последние 7 казней – Всевышний повелевает Моше Рабейну, чтоб он сам лично или вместе с Аароном навел(начал) на Египет. Первые же 3 казни - Всевышний говорит Моше: "Скажи Аарону" – чтобы он навел. Казни кровь и лягушки – он должен ударить по реке Нил, казнь вши – Он говорит ему ударить прах земной. Но именно, чтобы Аарон ударил.Почему именно эти казни должен осуществить Аарон,а не Моше?2Комментатор РАШи поясняет, что Моше не мог ударить Нил потому, что когда Фараон издал приказ, что каждого новорожденного мальчика должны были топить в Ниле, то мама Моше : " 2 : 3. ... и взяла для него папирусный короб, и обмазала его глиной и смолой, и положила в него дитя, и поставила в тростнике у берега реки. " и таким образом Моше был спасен. И если так, то река Нил оказала ему услугу, спасла его, и он не мог теперь прийти и превратить ее в кровь. Так же и в 3-ей казни – вши – нужно было ударить прах земной. Моше не мог это сделать, так как, когда он ударил и убил Египтянина, который бил еврея, то закопал он его в песке. Моше воспользовался "помощью" песка, праха земного,а так как он воспользовался им, он не мог теперь прийти и ударить его.Таким образом, тут Всевышний учит Моше Рабейну, и через него всех нас, до какой степени нужно уметь ценить то добро, которое нам оказывают, даже в отношении неодушевленных предметов. Нил и прах земной – Моше воспользовался их "помощью" - теперь он не может их ударить. Мы же должны выучить из этого, до какой степени нужно уметь ценить любое доброе дело от каждого человека. Каждый человек, который сделал нам что-то хорошее, насколько мы должны уметь ценить это и выражать ему благодарность . А если по отношению к каждому человеку так, то тем более и по отношению ко Всевышнему, который постоянно делает нам добро, утром, днем и вечером, постоянно только хорошее. Надо всегда помнить благодарить Всевышнего за все хорошее, что Он для нас делает.Да будет желание Всевышнего, чтобы мы удостоились видеть все то добро, которое Он делает нам, как в скрытом виде, так и в открытом, в самой что ни на есть простой форме, и чтоб мы всегда помнили благодарить Его за это!Амен 2013Источник : https://www.facebook.com/chabadthailand/posts/313251858792692Предыдущий Ребе, Йосеф-Ицхак, как-то был на приеме у врача, и тот сделал ему укол. Вернувшись, он сказал своим ученикам: "БеШТ учит, что от любой вещи в жизни, которую еврей видит или слышит, он должен выучить определенный урок для служения Творцу, и что также из похода к врачу он много чему смог научиться. Я видел, как первым делом доктор вымыл руки. Потом он взял мягкую ватку и погладил ей мою руку, после этого он извинился, что мне может быть немного больно, и тогда он сделал укол, и сразу после этого он опять погладил это место ваткой, и снова извинился, что сделал мне больно. Из всего этого я выучил очень замечательную вещь: иногда складывается ситуация, когда есть необходимость сделать кому-то замечание, и это может быть болезненным. Первая вещь, которую мы должны сделать в таком случае – "помыть хорошо руки" – проверить, что мы не поражены той же вещью – то есть, что наши намерения чисты и, что наша цель – это помочь 3человеку. После этого надо его "погладить" – сказать ему хорошее слово, перед тем как перейти к критике, потом извиниться и очень аккуратно сказать то, что хотели , потом снова "погладить" добрым словом, и в таком случае нам будет гарантировано, что наши слова будут услышаны и правильно восприняты. Слова ,которые выходят из сердца , входят в сердце!"Также и в нашей главе – ВаЭра- мы можем увидеть хороший пример этому.Моше и Аарон приходят к Фараону, и начинают умеренное давление в преддверии тяжелых казней. Аарон бросает свой Б-жественный посох и он превращается в страшного змея. Но на Фараона это никак не повлияло. Он вызывает своих магов. Они все бросают свои палки на землю и, с помощью колдовства, превращают их в змей. Но тогда Аарон всех их превосходит, как написано : " 7 : 12. И они бросили каждый свой посох, и стали (посохи) змеями, и поглотил посох Аарона их посохи. " –Обратите внимание на интересную вещь, не написано, что змей Аарона поглотил змея магов Фараона.Мудрецы учат отсюда, что там было "чудо в чуде". Змей Аарона превратился обратно в посох и посох поглотил посохи магов. Добавляет к этом комментатор АМААРША, что тут было и третье чудо: Когда посох поглотил другие посохи, он не стал толще, а остался таким же каким и был.Если так, то перед нами 3 вещи:1. Посох Аарона поглотил посохи магов2. Посох превратился в змею, потом обратно в посох и после этогопоглотил другие посохи3. После того как поглотил, не стал толще – не изменился.Обычно, когда воспитываем ребенка или пытаемся повлиять на кого-то другого, надо делать это так, как делал Аарон – мягко и с любовью.Реальная жизнь доказывает, что любовью можно намного больше добиться , чем строгостью.Но есть исключения. Иногда ребенок делает плохие вещи, особенно плохо себя ведет, и нет выбора- надо его привести в чувство, встряхнуть его. Иногда палка должна поглотить другие палки.Самый большой вопрос – как это сделать?Тора нас учит трем важным основным правилам, которым необходимо следовать в таких случаях:1. Перед наставлением – нужно убедиться, что это "посох Аарона" – Очень легко упрекать, наставлять других. Но нужно обязательно проверить и убедиться, что наставления исходят от любви к человеку, а не от ненависти, зависти и т.п. Говорит нам Тора, что посох который проглотил
4другие посохи принадлежал именно Аарону. Аарон является символом любви – "любит мир, гонится(стремится) за миром(гармонией)..." – отсюда, когда мы хотим кого-то упрекнуть, это должно исходить от любви,а не от ненависти. Мы должны всегда помнить, что когда упреки исходят от ненависти, они не приносят никакой пользы, а скорее наоборот. И каждый может убедиться в этом из жизненного опыта . *Отпереводчика : Тора нас учит, что также как есть заповедь увещевать(упрекать) ближнего, также есть и заповедь, молчать и этого не делать, когда ты знаешь, что это исходит не от любви]2. Во время наставления – не будь как змей. Даже когда источник наставления/упрека – любовь, все же есть опасность, что во время того, как будешь упрекать, делать замечание, в твою речь проникнут/вкрадутся ядовитые и саркастические слова, а твой тон будет сердитым и раздражительным. Учит нас Тора, что когда посох Аарона проглотил посохи магов он не был змеей, он снова стал сухой палкой. То есть, во время упрека, не будь ядовитой змеей, а будь сдержанным и упрекай другого спокойно. Только в таком случае есть шанс, что слова наставления будут услышаны.3. После наставления не гордись тем, что сделал – "не надувайся от гордости". Человек может ощутить наслаждение и удовлетворение, после того как высказал кому-то наставление/упреки. Говорит нам Тора, что посох Аарона не стал толще (не надулся) после того, как проглотил посохи магов. То есть, не надо делать из своего действия наставления на что-то грандиозное, завышать свою значимость в этом поступке. Упрекай только потому, что есть в этом необходимость и все!Да будет желание Всевышнего, чтобы мы удостоились быть настоящими учениками и последователями Аарона – любить всех, стремиться к миру и приближать их к Торе и в заслугу этого Всевышний удостоит нас прихода Машиаха, скорого и полного освобождения!Амен  Шабат Шалом.Перевод: Ури Гольберг :)