Искра святости из атеизма.
Название стати для многих может звучать абсурдно или нелепо. На первый взгляд что вообще можно найти в атеизме в антиподе, любой религии ? такой вопрос зададут себе многие кто начнет читать эту статью. Но не стоит делать поспешных выводов даже если ответ кажется очевидным. Тем интересней будит узнать что имел веду автор.И так поехали. Атеизм отрицает иудаизм и любые иные религии. Но евреи присоединяются к этому образу жизни а это должно нас настораживать и задавятся вопросам а что такое ценного и важного есть в атеизме ? надо только заметим что что под "атеистами" мы понемаем людей способных самостоятельно думать и размышлять, в том числе и за рамками шаблонов и приятых точек зрения. Эти люди действительно объективно знают почему они выбрали атеизм. Теперь надо понять в чем же глубокая привлекательность атеизма для евреев. Обычно сторонник той или иной идеологии гордится каким то элементам этой идеологии. Часто это бывает цитратная базовая идея, основной принцип данной идеологии. Мы знаем что идея появляется первой и предшествует реализации ее в реальной жизни. В некоторых случаях гордость человека это не что иное как совпадение наших достижений с достижениями или направлениями пути и Всевышнего. Мы часто неосознанно радуемся точнее наша душа так как она приближается к Всевышнему. Можно сказать что это некий индикатор богоугодного дела, идеи. Я не имею веду здесь под пониманием "гордость" какие то обычные формы типа гордость личной независимости, гордость за свой бизнес так как он успешен. Тем более я не имею веду гордость которые многие атеисты испытывают как полная самостоятельность человека и отсуцтвие какой либо потребности не то что зависимости от Всевышнего.Чем же гордится атеист настоящий ? Нн гордится тем что умеет думать критически он позволяет себе сомневаться в любой вещи, идеи, теории. Он нам дает понять что вы все религиозные причем любой конфессии просто верите во что то. Я же не могу просто так поверить во что попало. Кстати на иврите есть особый термин который характеризует атеиста "хазара бе шееля" переводится это так – возвращение к вопросу. Многие вспомнят нечто очень похожие "хазара ле тшува" что переводится как возвращение к ответу. Таким образам атеист нам говорит у вас религиозных есть ответы а у меня есть вопросы. Следовательно он хочет чтобы мы дали ему удовлетворительные ответы на его вопросы. Речь конечно не идет про простые вопросы почему что то есть нельзя евреям. Речь идет о фундаментальных вопросах которыми занималось всегда человечество. Над которыми бились лучшие философы, ученые, теологи, мыслители разных эпох. Выходит что атеист это скептик. У которого есть вопросы но нет ответов на них. Мы знаем что сегодня еще есть много по-настоящему сложных вопросов на которые нету ответов. Мы знаем что часто ответы бывают более поверхностными чем глубина вопроса.Вопросы не только не противоречат иудаизму и торе но являются ее движущей силой. Вопросы заставляют нас искать ответы и кода мы находим ответ но он нас не удовлетворяет из за примитивности, не полноценности, отсутствием глубины относительно глубины вопроса. Мы ищем опять ответ но более глубоких и более широкий.Просто в период середины 19 века и начала 20 такие действия не приветствовались в иудаизме и как следствие равы считали сомнения недостаткам и не рекомендовали своим ученикам задавать сложные вопросы которые могут посеять сомнения.Но это была грубая ошибка так как люди все равно сомневались в чем то в том числе и относительно текстов ТАНАХА на которые им не давали ответа. И даже запищали читать разную литературу где люди могли получить хотя бы часть ответов на свои вопросы. Но люди все равно их читали и уходили из иудаизма который им не отвечал на вопросы но запрещал искать ответы самим. Таким образом мы нашли что сомнения которые порождают вопросы нужно активно внедрять в иудаизм и мы в этом весьма сильно преуспели. При настоящей вере сомнения не представляют опасности но становятся интегральной частью самой веры. Умный человек спросит меня – но как нам быть с следующим фактом. Божественность и Всевышний бесконечны. А мы люди ограничены нашим разумам и пятью видами чувств кроме того мы конечны а Всевышний вечен? На такой вопрос можно дать следящий ответ. В худшем случае мы должны сомневаться в ответах на вопросы которые касаются, Всевышнего и других основных тем понятия и понимание о которых у нас ограничены. Если конечное осознает свою конечность и понимает это то это конечное становится менее ограниченным. Теперь это конечное способно объективно думать и воспринимать Бесконечное естественно в рамках своих возможностей но он теперь приминает весь свой человеческий потенциал. А значит приближается к Всевышнему. Ситуация может быть и обратной если мы в себе уверены чрезмерно. Уверены в том что мы хозяева планеты Земля как минимум то мы себя ограничиваем все что у насесть это наука, техника, электроника, сила нашего тела. Согласитесь духовностью тут явно не пахнет. А ограничения очень большие. Плюс полная зависимость от той же техники и науки. Важно помнить и помнить что "сомнение" это не отрицание чего либо это критический анализ и возможная критика.