СВЕТ И ТРЕФНе вызывает сомнения тот факт, что отравленная или испорченная пища может привести к самым печальным итогам. Так действует физическая отрава - бьет по "физике". Но совершенно иное действие у отравы духовной.Еврейский закон дозволяет тяжело-больному есть даже в Йом Кипур. Человеку, стоящему на пороге голодной смерти дозволяется есть хоть сало для спасения жизни. Это значит только одно - проблема не в некашерности пищи, а в отношении к следованию нормам кашрута. Иными словами, сьев креветку вы не помрете. И даже не получите отравление, если конечно креветка свежая. Проблема здесь иного рода.Бааль аСулям обьясняет касаемо Света Заповедей: сказал Акашья бен Хананья - преумножил Творец заповеди, чтобы очистить Израиль (а также переводят как "удостоить"). Все без исключения заповеди (втч связанные с кашрутом) - инструмент очищения эгоизма и подводка к сумме всей Торы - любви к Творцу и Его творениям. Не очищая эгоизм невозможно этого достичь. Механизм заповеди такой: нужно создать Сосуд для Света Заповеди, соблюдая ее потому что Творец так сказал. Этим мы полностью Его оправдываем в своих глазах и всецело доверяемся Ему. Ведь уверены что Он плохого нам не подскажет. Отсюда проистекают категории Эмуна (вера/верность/доверие) и Цадик (праведник, который оправдывает).Но очищающий Свет заповеди не может ничего сделать, когда нет Сосуда для него. Он так и остается вещью в себе - бесполезной в своей нераскрытости. Поэтому заповеди построены на преодолении (логики, привычек итд) и на доверии Творцу. Не ешь креветки потому что не любишь их? Пол-агоры цена такому "сосуду". И чтобы такого не происходило часто, есть некоторые патенты. Например великолепная вкуснота трефной пищи. Или "гибкость" гоим в вопросах продвижения пищевой продукции (зайдите в любой свинячий магазин и сравните его ассортимент и скидки с ситуацией в кашерной лавке. Боюсь будет не в пользу последней). Но опять таки повторюсь - все это на пользу нам, дабы была у нас почва для преодоления.Вот еще какой момент. Человек обязан проверять там, где есть возможность обьективной проверки. К тому же есть правила устрожения или облегчения. Это не дает возможности впасть в "веру ниже разума".А что происходит если еврей не соблюдает заповеди, втч пищевые? Он разгоняет свое Ячество, свой эгоизм, загрязняя этим не только себя, но и свою долю в других.Но что если вас обманули? Подсунули треф вместо кашерной пищи. Скажем подделали вино и наклеили на бутылку этикетку с экшером. А ничего. Если вы проверили что экшер есть, доверяли давшему вам это и не собирались нарушать - то никакой эгоизм не раздули. И как говорится - это все на совести того, кто обманывает.Еще раз - духовная отрава действует по иному нежели материальная. И не надо смешивать их в кучу.**********************Как всегда есть много желающих прикрутить муде к бороде, прошу извинить за выражение. И вот например появляются какие-то там исследования, говорящие что женщины соблюдающие Теарат Мишпаха реже болеют раком матки. Или что кашрут полезен для пищеварения. И так далее. Дело в том, что заповеди нужны для духовного мира, хоть и соблюдаем мы их в мире материальном. Цель их (еще раз повторяю!) очистить эгоизм, а не избежать несварения желудка. Да и материальный мир - он лишь временная декорация, приговореная к смерти в момент создания.Так что друзья, давайте не будем мракобесами. Будем соблюдать с пониманием того, зачем мы это делаем.