ЧЕШУЯ и ПЛАВНИК(по мотивам книги Шамати)Как известно из Галахи, рыба имеет два признака кашерности - чешуя и плавник.Сказано мудрецами, что если есть чешуя, то есть и плавники, но если есть плавники, еще неизвестно, есть ли чешуя.Чешуя (каскесет) – это намек на "кушия" (трудные вопросы). А слово "кушия" (вопросы) от слова "коши", тяжесть, которая возникает в работе "ради Творца". То есть чешуя (каскесет) – это Сосуды/Вопросы, в которые получают Свет/Ответы, потому что ответы такого рода ощущаются не внешним разумом, а внутренним. (в книге Предисловий Бааль аСулям пишет что это "вопросы души", не оставляющие человека до тех пор, пока не найдет он ответ).Потому, чем больше у человека вопросов (Сосудов), тем больше Высшего Света он может притянуть. Поэтому каскесет является признаком чистоты, исправленности. Ведь только имея вопросы и преодолевая затруднения, человек может прийти к тому, чтобы очистить себя от эгоистических желаний. Потому что желает избавиться от вопросов, не оставляюших его в покое.Снапир (плавник) также является признаком кашерности. На первый взгляд это странно, ведь слово Снапир созвучно "Сонэ пэ ор" (ненавидящий высший свет). Но обьяснение таково: если у человека возникают вопросы, это потому, что есть в нем ненависть к Высшему Свету. То есть если есть чешуя, то непременно есть и плавник. Но если у него есть ненависть к Свету, то необязательно, чтобы у него возникали вопросы (мы знаем что многие люди вообще не занимают свою голову размышлениями о духовном). Ведь может быть, он ненавидит высший свет не потому, что его одолевают трудные вопросы, а потому что стремится к наслаждениям и думает, что все равно у него ничего не получится с его исправлением и возвышением. Значит если есть плавник, то необязательно чтобы была чешуя.Поэтому признаки чистого Сосуда именно снапир и каскесет вместе. Когда есть у человека Рыба ("даг" - от слова "даага", забота, беспокойство). Ведь рыба – это мясо, одетое в плавники (снапир) и чешую (каскесет) – то есть (в духовном смысле) Высший Свет светит в этих двух признаках чистоты. Но если человек вроде бы делает усилия, учится, но не возникает в нем вопросов против работы "ради Творца", значит нет в нем признаков чистоты, исправления. Потому что признаки очищения это в первую очередь вопросы против духовного.А если нет вопросов, то нет и Сосудов и негде поместиться Высшему Свету.Важен такой пример из Торы. Фараон, царь Египта, желая оставить сынов Израиля в своей власти, приказал, чтобы не выдавали им солому (каш - т.е. затруднения), из которой они делали кирпичи (как сказано: И отправился народ собирать солому...). Ведь в таком случае, никогда не возникнет у человека потребности, чтобы Творец вывел его из этого нечистого состояния в исправленное.