Книга заповедей. Заповеди «делай».
176-я заповедь – повеление назначать судей и судебных исполнителей, которые обеспечат соблюдение законов Торы, возвращая оступившихся на истинный путь, направляя людей к добрым делам и предостерегая от дурных. И будут они возводить ограды, оберегающие от нарушений, чтобы следование повелениям и запретам Торы не определялось мировоззрением каждого отдельного человека.И одним из условий выполнения заповеди является то, что эти назначения проводятся на нескольких уровнях. Т.е. в каждом городе, имеющем определенный минимум населения, назначаются 23 судьи, собирающиеся в одном месте, у городских ворот, – и это Малый Санхедрин. А в Иерусалиме назначается Великий Санхедрин, состоящий из семидесяти судей; и над этими семьюдесятью ставят одного – главу собраний, которого мудрецы именуют титулом наси (председатель). И эти 70 судей тоже собираются в определенном месте.Но в городах с немногочисленным населением, недостаточным для учреждения Малого Санхедрина, во всяком случае назначают трех судей, которые могли бы вести процессы по небольшим судебным делам, а сложные дела передавать суду более высокого уровня. И также назначаются судебные исполнители и инспекторы, осуществляющие надзор в общественных местах и контролирующие проведение деловых операций, чтобы даже в самых мелких сделках не было беззакония.А повеление, в котором содержится эта заповедь, – это Его речение, да будет Он превознесен: “Судей и надсмотрщиков поставь себе во всех своих вратах, которые Ашем, твой Б-г, дает тебе, по твоим коленам, чтобы судили они народ праведным судом ” (Дварим 16:18).И говорится в Сифри (Шофтим): “Откуда известно, что назначается единый Суд для всего Израиля? Из сказанного в Торе: “Судей и надсмотрщиков...”. Откуда известно, что ставят одного (мудреца) надо всеми? Из сказанного в Торе: “...поставь себе”. А откуда известно, что назначается суд для каждого колена Израиля? Из сказанного в Торе: “...во всех своих вратах”. Рабан Шимон бен Гамлиэль сказал: “...По твоим коленам, чтобы судили...” – заповедь, чтобы евреи каждого колена обращались только в суд своего колена. Сказано: “...Чтобы судили они народ” – даже принудительно”.Повеление назначать семьдесят мудрецов повторено в Его речении, да будет Он превознесен, обращенном к Моше: “Собери Мне семьдесят человек из старейшин Израиля” (Бемидбар 11:16). И сказали мудрецы, благословенна память о них: “Везде, где сказано “Мне” – повеление остается в силе, как например (Шмот 28:41): “... и будут они (коэны) служить Мне” (Сифри, Беаалотха). Иными словами, это не приказ, отданный в связи с потребностями момента, но постоянное повеление, обязывающее последующие поколения.И знай, что все эти назначения – Великий и малые Санхедрины, суды из трех мудрецов и прочие – производились только в Земле Израиля. И посвящение в судьи (смиха) не производится вне ее. Но если посвящение было совершено в Земле Израиля, посвященные могут судить и в Земле Израиля, и вне ее. Это и подразумевается в изречении мудрецов (Макот 7а): “Санхедрин может быть и в Земле Израиля, и вне ее”. Однако дела, по которым может быть вынесен смертный приговор, не ведутся ни в Земле Израиля, ни вне ее, если нет Храма, как мы разъяснили в предисловии к этой книге (в самом его конце).В Его речении, да будет Он превознесен, говорится о наказании убившего неумышленно: “И будет это у вас уставом закона для всех ваших поколений, во всех местах вашего проживания” (Бемидбар 35:29). И толкуют в Сифри: “...Во всех местах вашего проживания” – в Земле Израиля и вне ее. Так может быть, города-убежища необходимо учредить и заграницей? Но Тора говорит: “И будет это у вас уставом закона...” – судьи и суды будут как в Земле Израиля, так и вне ее, но города-убежища выделяются только в Земле Израиля”.Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в трактате Санхедрин.
https://toldot.ru/tora/articles/articles_1024.html