И ВЫШЕЛ ЯАКОВ..(по мотивам книги РАБАШ"а Шлавей Сулям)"И вышел Яков" (глава Ваеце, Берешит 28:10). Тора сообщает нам, что Яаков вышел из Беэр-Шевы (являюшейся частью "внутренней" страны Израиля) в Харан - за ее пределами. На языке Каббалы, Страна Израиля - состояние исправленности, а выход за ее пределы - вид духовного спуска.Объясняет РаШ"И: "Не было необходимости так писать, но почему то, что пошёл Яков в Харан, напоминает об исходе? А это говорит, что выход праведника из места запоминается. Когда праведник в городе, он - величие его, сияние и красота, и великолепен город. А когда вышел оттуда, покинули город величие и сияние, оставила его красота".(Драш РАШ"И это не простой смысл (Пшат), а скорее Сод деПшат - Тайна простого смысла. Ведь Простой смысл становится полностью ясным, только после постижения Внутренних смыслов).Что, с точки зрения духовной работы, означает "праведник" и что значит след, который он оставляет во время своего выхода?А объяснение таково: сам Творец называется праведником. Потому что когда человек близок к Творцу (т.е. ощущает, что Творец близок к нему и делает ему добро), тогда он оправдывает Творца в своих глазах. И есть у него настроение и вкус к Торе и к заповедям и к молитве. И во всех действиях своих ощущает близость Создателя, а всё, что бы ни делал, делает с радостью и приподнятым духом.А затем наступает спад, т.е. пропадает у него вкус к Торе, а остаётся у него лишь "след" со времён подъёма, когда были у него вкус и настроение к Торе и было состояние радости. И "след", который остался в нём, вызывает ощущение тоски по прошлому состоянию (это подобно распространению и выходу света и решимот, которые образуют Сосуд). Это значит, что посредством этих "следов" - решимот, человек пробуждает возможность возвращения к прошлому состоянию, в котором был у него вкус к Торе, к состоянию, называемому состоянием подъёма. Но теперь он ощущает свою низость в отдалении от духовного.Возникает вопрос - за что и для чего такое падение? И кто в выигрыше от этого? Может быть, это наказание за какой-то его грех, и он должен исправиться в этом?Нет, это не наказание. Наказаний вообще нет, есть лишь корректировки-исправления. И они направлены лишь для блага человека. Согласно сказанному (о Лестнице Яакова), начало каждого подьема - на земле, т.е. в крайней точке спуска. Так, "рывками" вверх-вниз-вниз и продвигается человек, по "лестнице, уходящей в небо".И все-таки когда и почему, наступает спуск. Можно сказать, что в момент завершения ступени - ведь ее вершина есть низ следующей. А она сама - внешнее и клипа по отношению к следующей ступени, причем вне зависимости от своего величия. Для того и спускают человека с небес, чтобы лишившись возвышенности, вновь смог узнать, как необходимо ценить состояние подьема.Опять возникает вопрос: зачем человеку ценить важность подъёма? В свете нет разделения на ступени, а все состояния - большие и малые - зависят от постижения их в желаниях человека. Как постигнет свет, такой и будет величина этого света. И если человек получил что-нибудь сверху и есть у него разум придать важность этому, то по мере того, насколько это для него важно, возвеличивается и свечение в нём. И не надо никакого большого света, но свет сам, в меру того, насколько придадут ему важность, возрастает и светит каждый раз на более высокой ступени.И действует тут принцип "эскалатора, бегущего вниз". Если не продвигаешься вверх (в осознании важности подьема и в стремлениях к Творцу), то не стоишь на месте, а несешься вниз.Но как такое можно подумать о праведнике Яакове? Все дело в том, что на любом уровне схема падений-подьемов идентична. Правда "падение" праведника - для нас запредельная высь.