СПОРЫ ЯАКОВА(по мотивам книги РАБА"Ша Шлавей Сулям)В Торе говорится, что в споре с Яаковом Лаван сказал ему: "Дочери - мои, скот - мой, все, что есть у тебя - мое это!". В споре же Якова с Эйсавом сказал Эйсав: "Есть у меня множество всего, да будет у тебя все, что твое".Эйсав и Лаван являются клипот, нечистыми силами, т.е. еще неисправленными желаниями и мыслями человека. И эти мысли и желания мучают человека, желающего духовного роста. Посылаются они специально самим Творцом, чтобы заставить человека воевать с ними, как со своими. Но в результате человек осознает, что нет в нем сил самому преодолеть эти желания! И единственное решение проблемы - просить о помощи Творца. А для этого нужно возжелать Его.Лаван это клипа "ничтожность". Это мысли и ощущения, говорящие человеку, что все равно он не сможет совершать никаких духовных поступков, что только единицы достигают духовного, что он слабее других, и ни семья, ни окружающие, ни работа не позволят ему достичь духовного, ведь он должен обеспечивать семью итд. Так эти мысли одолевают его. Этим клипа держит человека и не позволяет ему заниматься вечным и самым необходимым.
Ответ на возражения тела состоит в том, что это сам Творец специально посылает ему помехи для того, чтобы отогнав эти мысли, смог человек духовно подняться. И кроме того, если он должен достичь того, чтобы делать все ради Творца, то какое ему дело до того, что получится от его усилий? Результат его не интересует, а только само действие ради Творца.Но если, преодолев эти помехи Лавана, человек продолжает учить Каббалу, думать о духовном, прилагать усилия и пр., то является к нему иная клипа - Эйсав. Это клипа гордости.Появляются в нем мысли: "Какой я все таки особый, что смог столько преодолеть и насколько я выше других! По сравнению со мной, ничтожны окружающие (даже те, с кем я учусь). Нет у них такой силы преодоления и таких познаний, как у меня! И не стоят они того, чтобы сближаться с ними".Ответ Эйсаву таков: я нисколько не лучше других. Поскольку делал ради себя, я хуже других, которые не знают, для себя ли или не ради себя они поступают.Единственный правильный выход человека из власти любых помех состоит в том, что в человеке появляется необходимость обращения за помощью к Творцу. Вообще намерения ради Творца, могут быть только в той мере, в которой человек возвеличивает Его. И лишь по мере ощущения важности духовного (т.е. желания отдавать) происходят подъемы и падения.