Рав Эли Тальберг

Интересно, что чувствует человек, впервые входящий в синагогу во время молитвы? Каковы шансы, что он сразу обратится к Б-гу с тем, что у него на душе? Шансы очень малы. Обычно начинают с рассмотрения молящихся: кто кланяется, кто раскачивается, кто мотает головой. Стороннему наблюдателю бросается в глаза внешнее поведение людей, тогда как ему не дано видеть и чувствовать, что испытывают эти люди внутри. Это можно сравнить со следующим: включите телевизор и посмотрите какой-нибудь концерт, но без звука. Вам не покажется странным поведение слушателей? Проблема не у них, проблема у того, кто не слышит музыку…


Молитва — это порыв души к Б-гу. В критической ситуации это происходит естественным образом у каждого человека. В таком состоянии человек уже не ищет слова для выражения своих чувств, они сами срываются с губ. Но, слава Б-гу, мы не каждый день оказываемся в критической ситуации. Это вовсе не означает, что в «обычные» дни своей жизни мы не испытываем никаких чувств. Конечно, испытываем, просто они еще недостаточно сильные, их еще недостаточно для «взрыва». Эти чувства еще трудно выразить словами. В подобном состоянии на протяжении тысяч лет люди обращались к Книге Псалмов. Эта книга составлена царем Давидом, он же является автором большей части псалмов. Псалмы — это древние молитвы, вырвавшиеся из чистых душ к Б-гу в ситуациях проявления крайних чувств, которые, к тому же, были очень точно выражены словами. Есть псалмы, выражающие радость, и есть псалмы, выражающие горе, спокойствие и тревогу, раскаяние и надежду на спасение и т. д. Из 150 псалмов всегда можно выбрать тот один, который наиболее точно выразит Ваши чувства и адресует их Б-гу. (Если Вас чтение псалмов не удовлетворило, то не забывайте, что опция «обратиться к Б-гу своими словами» всегда остается открытой).


Как частичное удовлетворение потребности души человека в молитве появилась поэзия (да простят меня поэты ☺ ). Cтихи — это попытка вывести наружу чувства автора, наиболее точно сформулировав их словами. От молитвы стихи отличает лишь отсутствие обращения своих чувств к Б-гу. (Когда стих обращен к Б-гу, он уже является молитвой).


В современной культуре появился еще один способ работы с чувствами человека — кино- и телефильмы. Сильные чувства уже не успевают окрепнуть и прорваться наружу — фильм «работает» с чувствами внутри самого человека. Достаточно сопереживать тому или иному персонажу. Спектр чувств при этом весьма ограничен. Я уж не сравниваю со 150 псалмами. Какой-нибудь телесериал обычно ограничивается списком типа: любовь, ревность, обида, зависть. Да простят меня любители сериалов, но согласитесь, что тот, кто любит по-настоящему, не смотрит каждый день фильмы про любовь.


Но вернемся к молитве. Вопреки расхожему мнению, скажу: молиться может не каждый. Ну, подумайте: плавать может каждый? Нет, не каждый может научиться плавать. Молитве тоже надо учиться, и молитва требует серьезной предварительной подготовки. Это объясняет тот факт, что впервые пришедший на молитву человек не может молиться наравне с другими молящимися.


Медитативные практики, о которых так много говорят в последнее время, сами по себе молитвой не являются, но они очень полезны в виде подготовки к ней. Медитация способна успокоить ум и помочь сконцентрироваться на молитве. Надо понимать, что целью медитации является достижение состояния близости к Творцу, а молитва — это использование этого состояния с целью установления контакта с Ним.


Большую пользу приносит методика концентрации внимания. Дело в том, что одной из самых больших проблем для молящегося (да и вообще для любого человека, в любое время) является проблема «побочных мыслей» (מחשבות זרות). Побочными мыслями называются мысли, не связанные с тем, чем человек занят в данное время. Это не обязательно какие-то отвлеченные мысли. Это могут быть мысли о других делах, но в данный момент времени они являются побочными, т.к. мешают сконцентрироваться на главном. Приведу сравнение с компьютером. Представьте, что Вы пооткрывали много файлов, но не закрыли их, а «подвесили». Когда Вы работаете над очередным файлом, Ваш взгляд неизбежно скользит по всему экрану и цепляется за незакрытые. Так, внимание на рабочем файле рассеивается. Кроме того, это перегружает оперативную память, и компьютер работает медленнее. Наше сознание работает точно так же: чем больше «незакрытых файлов», тем медленнее и невнимательнее оно работает. Если предварительно провести медитацию на концентрацию внимания с целью выявления побочных мыслей, то погружение в молитву будет более глубоким, а ее эффективность повысится. Наши мудрецы учили (Трактат Шаббат, 127): «Вот дела, плоды которых человек вкушает в этом мире, но главную награду он получит в Мире Грядущем. Вот они: почитание отца и матери, помощь ближнему… углубленность в молитву…» До Грядущего Мира еще надо дожить, но что-то почувствовать можно уже в этом.


27 августа 2008 г.