На тему недельной главы, Беар — Бехукотай


Рав Арье Кацин.

— Свадьбы не будет! Сара разорвала помолвку. — Мой друг Хаим стоял со слезами на глазах в дверях моего дома (я изменил имена героев истории). Хаим испытывал обиду и боль. Он был готов построить свою жизнь с Сарой, но она его отвергла. Ему было стыдно перед многочисленными родственниками и друзьями, которые с нетерпением ожидали приглашения на свадьбу. Я пригласил Хаима войти, обнял его, и мы открыли третью главу книги «Ворота Раскаяния» Рабейну Йоны. Мы читали слова современника Маймонида и вспоминали о том, что все что ни делается — к лучшему, и что со временем человек может переосмыслить события своей жизни, осознав, что даже страдания и испытания принесли ему пользу. Вскоре Хаим познакомился с другой девушкой, они поженились и построили крепкую еврейскую семью. — А как сложилась судьба Сары? — спрашивал я знакомых. Годы шли, а Сара никак не могла устроить свою жизнь. Десять лет спустя Хаим рассказал мне, что получил от Сары письмо, в котором она просила прощения за то, что обидела его, разорвав помолвку. Хаим искренне простил ее в своем сердце, написал ей об этом и пожелал встретить свою половину. Вскоре Сара вышла замуж…Какая связь между нанесением обиды и сложностью в устройстве своей жизни? Однажды Ави поведал мне, что испытывал большие сложности в общении с женой. Он обращался к раввинам и психологам, но ему никак не удавалось добиться мира и согласия в семье. Тогда он решил обратиться за советом к известному израильскому раввину, который приехал в Нью-Йорк на несколько дней. Раввин выслушал его, и неожиданно спросил: — Была ли у тебя девушка до женитьбы, которую ты обидел? — Да, была, — признался Ави. — Ты должен отправить ей письмо с просьбой о прощении. Получив ее прощение, ты сможешь обрести семейное счастье! — посоветовал ему ребе…Тора обязывает нас бережно относиться не только к жизни, здоровью и имуществу людей, но и к их чувствам, формулируя особый запрет нанесения обиды. «Не обижайте друг друга, и бойтесь Вс-вышнего». (Ваикра 25:17). Этим Тора запрещает оскорбление словом, — поясняет Раши, приводя слова Талмуда (Бава Мециа 58). — Нельзя обижать человека и нельзя давать ему совет, противоречащий его интересам, но удобный и полезный советчику. А если скажешь: «Кто узнает о моих недобрых намерениях?» Поэтому сказано: «И бойся Вс-вышнего». — Тот, Кто знает мысли (человеческие), знает (твои намерения и побуждения). Во всем предоставленном совести человека, когда никому, за исключением самого человека, не известно (истинное намерение), сказано: «И бойся Вс-вышнего». Нанося оскорбление человеку, мы зачастую оправдываем себя: «Я совсем не намеревался его обидеть». В действительности важно не только то, что ты намеревался сделать, а то, что сделал!Во взаимоотношениях с людьми мы должны проявлять особый такт, особую осмотрительность.«Огонь жжет! — повторял рабби Хаим Шмулевич, глава иешивы “Мир” в Иерусалиме. — Обида, как огнь, жжет не только обиженного, но и обидчика и его потомков!» В качестве доказательства этой мысли рав Шмулевич приводит следующее место в Торе. Когда при обыске сыновей Яакова в мешке Биньямина был найден бокал, который ему подложили по приказу главного министра Египта, братья от горя «разорвали свои одежды» (Берешит 44:13). Биньямин, конечно же, не намеревался причинить боль своим братьям. Однако поскольку они все-таки из-за него испытали страдания, то потомок Биньямина должен был за это расплатиться… Прошли столетия. Над евреями Персии нависла угроза уничтожения. Узнав о планах Амана, потомок Биньямина Мордехай «разорвал свои одежды» (Эстер 4:1). Мера за меру. Что посеешь, то и пожнешь! Человек не может построить своего счастья на несчастье других.И если верно, что нанесенная обида неизбежно возвращается обидчику, то верно и обратное: тот, кто дарит счастье другим, сам удостаивается счастья!