Участникам учебной программы "Осознанная тшува".

Река, котел и птица 4. Обучение основам


Заповеди об отношениях между людьми

Еще более важно другое очевидное, но часто игнорируемое утверждение: все требования, предписанные еврею в его отношениях с друзьями (мицвот бейн адам лехаверо), в той же мере распространяются на его отношения с женой. И если исполнение этих заповедей требует выбрать между благом жены или постороннего человека, именно жене следует отдавать предпочтение. Человек обязан давать цдаку (пожертвование) или проявлять хесед (доброту) в первую очередь к родным, а потом уже ко всем другим людям.4

Поэтому здесь уместно напомнить заповеди об отношениях между людьми, которые мы можем каждый день соблюдать в своей семье.

1. «Люби ближнего своего, как самого себя».5 Эта заповедь обязует еврея помогать слабому, утешать несчастного и стараться установить мир между враждующими, даже если слабый, несчастный и враждующий является твоей женой. Каждый, кто обращается с другими людьми (в том числе и с женой) в манере, которая ему самому неприятна, нарушает эту заповедь.6

По мнению Рабейну Йоны эта заповедь также требует от человека по возможности облегчать долю ближнего.7 Она имеет настолько важное значение в жизни еврея, что Гилель расценил ее как ключ к пониманию всей Торы. Все остальное в Торе, говорил он, является просто раскрытием этой заповеди.8 В дополнение к общему обязательству любить каждого еврея существует дополнительное обязательство любить свою жену, как самого себя, и относиться к ней с большим почтением, чем к самому себе.9

2. «Каждый муж должен радовать свою жену».10 Это требование включает необходимость оказывать жене повышенное внимание, особенно в первый год брака. (Например, по мнению Сэфер Ахинух, не следует покидать дом на продолжительное время в течение первого года.2) Некоторые считают, что эту заповедь необходимо соблюдать в продолжение всей семейной жизни.

https://toldot.ru/jfamily/adam/adam_3469.html