Участникам учебной программы "Осознанная тшува".

Река, котел и птица 4. Обучение основам


3. «Суди ближнего своего справедливо». Эта заповедь обязует нас ставить под сомнение неблагонамеренность людских поступков.5 Если человек, находящийся под подозрением, Б-гобоязнен, следует считать, что он действовал с благими намерениями, несмотря на то, что многое свидетельствует об обратном. Соблюдение этой заповеди, конечно же, необходимо и в отношениях с женой: что бы она ни сделала или не сумела сделать — все должно быть интерпретировано как действие с благими намерениями.


4. «Следуй Его путями».* Мы обязаны поощрять в себе доброту и сострадание, то есть те чувства, с какими Б-г относится к человечеству. Поэтому надо быть добрыми и сострадательными к нашим женам и воздерживаться от гнева.


В дополнение к этим предписывающим заповедям следует отметить и запреты.


5. «И времени близости не уменьшай».8 Запрещено воздерживаться от выполнения супружеских обязанностей, пренебрегая эмоциональными потребностями жены.19


6. «Не питай в сердце гнева к брату своему».20 Тот, кто вынашивает чувство ненависти к еврею, нарушает данный запрет. Если следовать Рамбаму, нарушения заповеди не происходит, если негативные эмоции высказаны вслух, то есть их уже нет «в нашем сердце».2


7. «Не оскорбляй словом ближнего».22 Этот завет запрещает какие-либо высказывания, относящиеся к другому еврею, если они причинят ему душевную боль.23 Например, если кого-то казнили через повешение, то нельзя просить его близких повесить что-либо на веревку (допустим, рыбу), ибо в такой просьбе содержится бестактный намек на участь родственника.24 Само собой разумеется, что мужчина, вступивший в спор с женой и оскорбивший ее чувства, нарушает эту заповедь.


8. «Не поощряй клевету».25 Этот запрет направлен против лашон ара, злоречия и унижающих высказываний о другом еврее как в лицо, так и за его спиной.26


9—10. «Не мсти и не злопамятствуй».27 Запрещено говорить жене: «Я не сделаю так, как ты поступила со мной раньше».28 Нельзя мстить жене за физические и словесные обиды, которые в прошлом она нанесла мужу.29


11. «Не проклинай глухого».30 Этот запрет говорит, что нельзя проклинать другого еврея.3


И, наконец, запрет из книг Писаний (Кетувим), третьей части Танаха:


12. «Не будет в тебе ложного бога».32 Мудрецы считают, что здесь говорится о ецер ара (побуждении ко злу) в человеке, в особенности о склонности к гневу, который расценивается как форма идолопоклонства.33

http://toldot.ru/jfamily/adam/adam_3469.html