Из цикла "Ячейка Общества". Часть 2-я. Не отделяйся от общества..?
Гилель говорил: "Не отделяйся от общества". Один из комментариев на Трактат Авот, гласит - "Не отделяйся от общества. Следуй обычаям и нормам, принятым в твоей общине. Принимай участие в совместном изучении Торы членами общины, а также в собраниях для обсуждения общественных нужд, для оказания кому-либо помощи и для коллективной молитвы. Относись к постигшему общину несчастью так, будто это лично с тобой стряслась беда".На первый взгляд, все ясно.. но только если воспринимать сказанное "в лоб". Но ведь мы знаем, что Диврей Кодеш многогранны! Что, если копнуть глубже?1. Во всем есть внешняя и внутренняя части. Упомянутый комментарий, говорит ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО о внешней стороне - о материальных действиях, по отношению к ближайшему окружению. О Действиях, которые можно выполнять и не являясь членом ячейки. И ни слова о внутренней составляющей. О намерениях и мотивациях. И действительно, многим находящемся на стадии Цомеах, нужна ОБЩИНА, а не Творец. Не самая лучшая кавана.. Лучше чем ничего, но явно не идеал.2. Времена меняются. Меняется уровень развития и зрелости общества. Меняется характер социальных связей. Яркий пример "кашерной реакции иудаизма на изменения" - эволюция понятия Пикуах Нефеш, со времен РАМБАМа, до наших дней.3. Процитирован отрывок из Тиферет Исраэль – подробного комментария к Мишне, который был составлен в 19-м веке, когда ПОДАВЛЯЮЩЕЕ большинство евреев жили в галуте. К тому времени, община перестала быть залогом физического выживания, зато еврейский образ жизни, за ее пределами - было почти невозможно сохранить.4. На первый взгляд, Община есть меньшая дробность, по сравнению с индивидуумом. Главный вопрос тут - по сравнению С КАКИМ индивидуумом? Если с тем, что вообще "вне игры" - то, да - верно. А если сравнивать Общину (стадия Цомеах) с теми кто перерос ее (Хай), и хочет быть частью ВСЕГО НАРОДА (а не отдельной его фракции) - то выражение приобретает обратный смысл. И Хай, кстати, во всех смыслах выше чем Цамеах.. Он уже Личность, чего нельзя сказать, о "камне" и "цветке".5.Есть прекрасный пример пример понятийного диссонанса, вызванного прямолинейным пониманием. Кодекс Шульхан Арух, ставит четкий акцент, на "Награде и Наказании" - т.е. на корыстном соблюдении. Мотив понятен - только суля Кнут и Пряник, можно заинтересовать амарецов в соблюдении заповедей. Но кто сказал, что подобное соблюдение - идеально?6. Эйн Соф, являющийся отправной точкой мироздания, характеризуется как совершенное единство (hу ве-Шмо Эхад). Он же - финальная стадия, к которой придут исправленные Создания. Стадия, которая также характеризуется как единство (hу Эхад ве-Шмо Эхад). И поэтому, совершенно невозможно подумать, что Создатель желает оставить процесс, не доведя его до конца. Отсюда видно, что Общинная стадия - лишь звено, но никак не финал.P.S. Один, очень уважаемый мною человек (благодаря которому, я почувствовал "вкус"к серьезной учебе), как-то сказал, что "кошке, которая гуляет сама по-себе" безмерно тяжело. Ведь ее задачи, гораздо сложнее задач "растения". НО (это уже добавление от себя) - мы за единство ярких личностей, а не за стадо посредственностей.