Ле-тоэлет. Ради того, кто пострадал
День 72. Слух об угрозе
(12 кислева -13 сивана)
"Сефер Хафец хаим"
Слух об угрозеВот очевидный случай, когда требуется передать негативную информацию: человек услышал, что против кого-то злоумышляют.Как говорилось, при угрозе еврею передают даже сведения из вторых рук. Но и для этого есть определенные условия.Прежде всего, надо убедиться, что дело серьезное, а не просто плохая шутка.Передать о человеке негативную информацию (см. День 45) разрешается, если предварительный разговор с ним ничего не дал. Предпринимают такой разговор, только если есть надежда изменить позицию злоумышленника - иначе это лишь побудит его видоизменить замысел, чтобы он не был раскрыт.Остальные условия, которые позволяют говорить о человеке негативно, - это обычные условия конструктивной речи: У человека должно быть только одно желание - предотвратить ущерб (а не, например, удовольствие сразить заговорщика). А если есть альтернативы, среди которых не раскрывать его имя -нужно выбрать этот путь. Кроме того, необходима уверенность в том, что ему не причинят незаслуженный ущерб. Если потенциальная жертва известна бурным темпераментом, и можно предполагать, что он отомстит, не следует ему об этом сообщать. Нужно найти другой способ защиты, не ставя под угрозу злоумышленника. (Случай о том, кто слышит о заговоре, подробнее обсуждается позднее, в законах о рехилут.)
"Сефер Шмират а-лашон"
Работа Сатана
Раздор порождает безмерную сердечную боль и страдания.Большая часть усилий Сатана направлена на разжигание ссор и на их поддержание. Талмуд рассказывает:Жили два человека, которых Сатан постоянно подстрекал, и они ссорились (перед каждой субботой). Раби Меир посещал их и удерживал в эти дни три раза, пока не помирил. А потом услышал, как сказал Сатан: «Горе этому раби Меиру за то, что изгнал одного (Сатана) из его дома (места, где его прежде привечали)!» (Гитин, 52а)Мидраш показывает пагубность раздора, комментируя слово махлокет (спор, ссора) как аббревиатуру первых букв ряда понятий. А именно: мака (казнь, удар, наказание); харон (ярость); ликуй (несчастье); клала (проклятие) и тахлит - конец. Ибо, в конечном итоге, спор и ссора приводят к уничтожению человека.Чем выше уровень спорщика, тем больше его грех. Поэтому Тора отмечает: те, кто присоединился к Кораху в его споре с Моше-рабейну и Аароном, были «начальники общины... люди именитые» (Бемидбар, 16:2).
http://www.istok.ru/library/books/chofetz-chaim/daily-lesson_11475.html