Книга заповедей. Заповеди «делай».
209-я заповедь – повеление почитать мудрецов и вставать перед ними, чтобы выразить свое уважение. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: “Перед сединой вставай и уважай старца” (Ваикра 19:32). И сказано в Сифре: «“Вставай и уважай...” – т.е. вставай, чтобы проявить свое уважение».Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в первой главе трактата Кидушин(32б-33б).Знай, что хотя каждый человек обязан выполнять эту заповедь, – т.е. почитать мудрецов, в том числе и мудрецов, равных ему, как разъяснено в Талмуде (Бава меция 33а): “Вавилонские знатоки Торы встают друг перед другом”, – тем не менее, эта заповедь накладывает особые, дополнительные обязанности на изучающих Тору. Почет, который ученик оказывает своему наставнику, должен значительно превосходить тот почет, который он оказывает всем другим мудрецам; и кроме уважения, он обязан проявлять трепет перед ним. Ведь Писание обязало человека почитать своего отца и трепетать перед ним, а мудрецы уже разъяснили, что обязанности по отношению к наставнику превосходят даже обязанности человека в отношении отца. И однозначно сказано (Бава меция): “Наставник прежде отца” (например, если отец и наставник захвачены в плен, человек обязан прежде выкупить своего наставника).И уже разъяснили мудрецы (Санхедрин 5б), что ученику запрещено оспаривать мнение своего наставника, т.е. выступать против его законодательного решения, отстаивать иную позицию или учить и наставлять других без его разрешения. Ученику запрещено вступать в конфликт со своим наставником, гневаться на него или подозревать его в чем-нибудь, т.е. негативно истолковывать его поступки и высказывания, ведь, возможно, он вкладывал в них иной смысл.И в главе Хелек (Санхедрин 110а) говорится: «Каждый, кто противоречит своему наставнику, как будто противоречит Шехине, как сказано: “...Датан и Авирам,...которые подстрекали против Моше и Аарона в сборище Кораха, когда они возмутились против Ашема” (Бемидбар 26:9). И каждый, кто вступает в ссору со своим наставником, как будто ссорится со Шехиной, как сказано (там же 20:13): “Это место, где сыны Израиля вступили в раздор с Ашемом, будет названо “Воды раздора” (сказано так, несмотря на то, что “сыны Израиля вступили в раздор” с Моше и Аароном)». И каждый, кто гневается на своего наставника, как будто гневается на Шехину, как сказано (Шмот 16:8): “УслышалАшем ваш ропот против Него... не на нас вы ропщите, но против Ашема” (хотя, по видимости, евреи роптали именно против Моше и Аарона). И каждый, кто осуждает своего наставника, как будто осуждает Шехину, как сказано: “И говорил народ против Б-га и против Моше” (Бемидбар 21:5)”.Во всех приведенных случаях ясно, что, хотя восстание Кораха, ропот, гнев и осуждающие разговоры евреев были направлены против Моше – наставника всего Израиля, Писание утверждает, что все эти раздоры были направлены против Б-га.И ясно сказали мудрецы: “Трепет перед наставником – как трепет перед Небесами” (Авот 4:12). И пойми, что все это (т.е. законы уважения и трепета перед наставником) мы учим, как разъяснено во многих изречениях Талмуда, из повеления почитать мудрецов и родителей, но это не отдельная заповедь.
https://toldot.ru/tora/articles/articles_1111.html